Нет, эта "Психологическая топология пути" втягивает меня как воронка омута и влечёт в глубину (прочь от убогой, унылой жизни и людей, меня окружающих: с масками вместо лиц, косноязычной речью, тоннельной мыслью, агрессивностью перед непонятым, высоким, светлым). Перечитываю "Топологию", кажется, уже двенадцатый раз. Не могу оторваться. "Так вот, перефразируя Петрарку и выражая тем самым точный смысл прустовской жизни и самого того факта, что он взялся писать роман, можно сказать так: "Альбертины-то я не нашел, займусь поиском самого себя. Потому что в действительности под видом Альбертины - или под видом города Туле у Петрарки - человек искал самого себя."" Да, это гамлетовский вопрос: как найти самого себя?
|
Одно время я имела глупость извиняться за свои безотчетно-безусловные слова и действия. Не хватало философской культуры. Я не понимала, что именно в них я - подлинная. Особенно повезло - А.В. Он разыгрывал такие спектакли - "я обижен", что волей-неволей приходилось сомневаться в своей правоте. Но потом мне подвернулась интересная статья "Концепция личности у Хайдеггера", а Д. Н. мне подбросил ещё информацию к размышлению, которое можно озаглавить - "Какие притворяшки мужчины". И всё встало на свои места. Выяснилось, что я всегда права. Вернее, не я - а мое безотчетно-безусловное, которое экзистирует (т.е. выходит вне себя), когда вранье А.В. начинает зашкаливать, что и произошло после его приезда из Австрии. До меня до сих пор не доходит одна мысль, почему умный, находчивый человек, которому нужно минимум информации, чтоб "расколоть" человека, - не может предполо
...
Читать дальше »
|
Фраза, между прочим, безобидная. Набившая всем оскомину. Из "Маленького принца": ты в ответе за тех, кого приручил. Не было ни одного случая в моей взрослой жизни, чтобы новый друг, так - между прочим - не сообщил бы этой истины. Причем, сообщение сразу подразумевает, что это я могу проявить неответ по отношению к тем, кого - вольно или невольно - приручила. На самом деле ситуация обычно разворачивается следующим образом: я живу и действую сама по себе, а рядом сооружается фантом. Вначале он расцвечен всевозможными красками, правда, на социумный манер. У этого фантома определенный масштаб. Перспективы развития. Я - из жалости - подыгрываю или помалкиваю. Ну, а в один прекрасный день (простуда, неприятности и т.п.) я выпрямляюсь В ПОЛНЫЙ РОСТ. И вот тут знакомые, - люди, как правило, живующие по стереотипам- "остолбеневают", как любят говорить мои студенты. До них - самых умных - начинает доходит простая истина: что сущест
...
Читать дальше »
|
Общеизвестно, насколько тактичным и добрым человеком был Мамардашвили. Если он позволял себе резкости, то только в лекциях. И это естественно. Для него философия - это то что неотвратимо, то, что ты видишь, а другие - нет, и ты должен, обязан высказаться. Для меня на первых порах - что вполне естественно для неподготовленного уха - фразы типа " а иначе вы будете дерьмом на палочке", "страна дебильных переростков"... звучали лишь как "даоский аккомпонемент" его лекций - "удар посоха по голове". Но с каждым годом выясняется, что этот "аккомпонемент" может стать терминологией, потому как то, что нам приходится лицезреть - уже приобретает рамки запредельного. Но не это страшно. А страшно наше отношение к этому запредельному. Мы как бы в упор его не видим, но - как говорится - устами ребенка гласит истина. Однажды М. очень тактично, но твердо сказала мне: неужели вы не понимаете, что имеете человека десятил
...
Читать дальше »
|
Первый - незабываемый ни на минуту - "Мужчины - низшая раса (это научно доказано)". Второй -периодически забываемый - "родственники - замирённые горцы." Третий - любимый - не допускать в свое сердце озлобленности. "Ни в коем случае нельзя кормить это чудовище, пусть сдохнет с голоду. Озлобленность даёт ужасные результаты: пример -Городецкий." Четвертый - пожалей соперницу: несчастное создание. Пятый - если горе, то не метаться, как Цветаева, а лечь в кровать и - ждать лучших дней. Шестой - не годится приличному человеку жить в золотой клетке ( о сэре Исайе Берлине). Cедьмой - цитата: "Что отдал - то твоё." Восьмой - вообще, самое скучное на свете - чужие сны и чужой блуд. Девятый - "Чехов противопоказан поэзии." &nbs
...
Читать дальше »
|
Какая-то невероятная вовлеченность в последнее время в социумное пространство. С этим надо кончать. Я перестала интенсивно общаться с природой, Богом, с Пастернаком. Я увидела мальвы около третьего подъезда нашего дома и напротив своего - второго - только тогда, когда новый знакомый - Р.О. - сказал, что не чувствует во мне чувства природы. А поскольку я знаю, я помню, как Назарцов восхищался моим общением с природой и даже писал в одном из своих очерков о моем небывалом ощущении природы - я сразу присмотрелась к себе и обнаружила, что работа в академии с марта месяца буквально "замусорила" меня. Я грязная теперь. Мне надо очищаться. Мне необходимо чаще ходить в храм, читать по воскресеньям святоотеческую литературу. Академия, дав мне деньги не только на хлеб насущный, но и на издание книг, отобрала покой и волю, т.е. счастье. Да, прав Померанц: я - увы, пока из разряда людей, позволяющих вырывать у себя самих, вырывать душу из глубины, в ко
...
Читать дальше »
|
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что всё Евангелие нам дано, чтобы понять смысл ВСТРЕЧ в жизни каждого человека. К сожалению, его лекция оказалась "гласом вопиющего в пустыне". Мы -по-прежнему- "ленивы и нелюбопытны". Нам - некогда разбираться, что - встреча, что - ВСТРЕЧА. Но иногда ВСТРЕЧИ бывают такой колоссальной силы, что ты просто вынужден остановится. Ты - ошеломлен. Состояние остолбенения. Именно так со мной и случилось, когда в 2003 году - накануне поездки в арт-школу с чтением лекцией по философской прозе 20 столетия - я познакомилась с произведением Орхана Памука "Черная книга". Вначале я читала без всякого интереса, периодически думая про себя, да это же "соц. реализм". Но - вдруг - на странице 225 -наткнулась на НЕБЫВАЛОЕ. Дальше я читала, как в лихорадке: - Все журналисты и переводчики, которые работали в газете и считались образова
...
Читать дальше »
|
Впервые я столкнулась с эффективностью такой подачи материала (в форме дайджеста), когда спонтанно включила свой дайджест по "Психологической топологии пути" философа М.Мамардашвили в статью, опубликованную в феврале 99 г. Потрясенная откликом читателей, я теперь публикую его во всех своих книгах по философии. А лично сама восхищаюсь дайджестом биографии Марины Цветаевой , сделанным Тимуром Бутановым и опубликованным "Аманатом" в 2005 г. Предваряет дайджест небольшое вступление автора, лиричность которого трогает до слез: "Когда ко мне в гости зашел друг со своим знакомым, и зашла речь о стихах, о(знакомый) без вступления и без остановки 20 минут читал разные стихи Цветаевой. Лицо у него было самозабвенным, одухотворенным и счастливым.И я понял, частицу чего-то ему в этой жизни подарила Марина..." Как это отлично от большинства книг о Марине Цветаевой, в которых авторы, считая себя равными по таланту и способностям, лихо комментируют жизнь в
...
Читать дальше »
|
Чувство юмора. Недавно я говорю: создается впечатление, что вы не хотите общаться со мной? В ответ слышу ироническое возмущение: Как вы могли подумать такое после всего того, чего между нами НЕ БЫЛО?! Когда-то я заметила невзначай: а гадости говорить научили меня именно вы! В ответ: когда вы плохая, хочется помочь вам стать ещё хуже. Смех в нашем общении возникает не только по поводу фраз, но и - крайнего рационализма А.В. Он может вполне серьёзно ( не понимая, что это смешно) сообщить: у меня на встречу ровно один час двадцать минут. Смешно его отношение к учению, самообучению, которое не касается его специальности ( там он - дока): чтобы понять Complex Object или прочитать 1-2 письма из "A simple love story" , ему нужны специальные условия - отсутствие рабочих проблем и 3-4-5 часов времени. Тогда всё будет выполнено на пять с плюсом, в противном случае - он разыгрывает ( как и все Джеки - см. "Соционик
...
Читать дальше »
|
За то понимание (которое подпитывает его упорство) необходимости овладения "чужеродными знаниями", которое он являет уже четвертый год. Будучи человеком с ярко выраженным естественно-научным стилем мышления ( к тому же ещё отягощенным техническим), он ( уж не знаю как, но) понимает ущербность своего "тоннельного мышления". И не без срывов, но всё-таки преодолевает его. А ведь мог бы поискать и "легкой жизни", сказав "на фиг мне такая роскошь." Но не говорит. И - "легкой жизни" не ищет. В этом он мне напоминает моего отца, который всю свою жизнь до последнего часа, будучи блестящим специалистом в узкой области, понимал недостаточность своего культурного багажа и преодолевал этот недостаток. Я только недавно поняла, перейдя работать в вуз, который по своей специфике очень отдален от моих интересов, какую энергетику должен затрачивать человек, чтобы его "сознание расширилось" (любимый термин
...
Читать дальше »
| |