Урок Элен Файнштейн. Ахматоведением я занимаюсь более пятнадцати лет. Вероятно, появилось по этому поводу некоторое чувство важности. Книгу Элен Файнштейн я не хотела покупать, мотивируя это тем, что зарубежные исследователи Ахматовой лишь пересказывают русскоязычные публикации. На сей раз я была права и не права. Бывают такие "амбивалентные ситуации". С одной стороны, действительно - половина книги -это добросовестный пересказ того, что я знала. С другой стороны, - книга буквально потрясла меня тем УДИВЛЕНИЕМ, которое испытывает Элен Файнштейн, перечисляя те унижения, которым подверглась Анна Ахматова не только со стороны "официоза", но и собственных мужей, сына, падчерицы и её дочери. Это то УДИВЛЕНИЕ, которое - хотела этого англичанка-писательница или нет - переходит в чувство ВОЗМУЩЕНИЯ. И это чувство такой колоссальной силы, что втягивает и меня в орбиту анализа собственной судьбы. Такое у меня было лишь однажды. Прочитав, "Дневники" Марии Башкирцевой я вдруг обнаружила, что меня не научили беречь себя.Осознание этого долго мучило душу. Пока я не прочла книги Лууле Виилма, где она говорит, что многим помогла ( в том числе себе), но избавиться от неспособности "блюсти собственные интересы" - так и не смогла.
Прав Толстой! "Легче написать десять томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике."
Вчерашний день показал: ах, как легко написать - "Надо как-то сломить структуру ожидания" ( ведь это - наряду с органическими связями - одно из препятствий к реальности "второго рождения"). Как легко написать... И - как трудно осуществить: целый день пропал в ожидании звонка. Потом, разумеется, слезы. Потом - черт знает что! Всё согласно притче: пришел отрок к старцу, говорит: нет сил терпеть, прохожу у тебя учение десятый год, а результат: то благодать, свет...То падение, тьма. То вновь благодать, а за ней - вновь соблазн...Доколе терпеть, старче, эту муку? Святой отец отвечает: До конца, до смертного креста. А сегодня - утром: кошмар! Вновь примирение. В какую пропасть я лечу?! А ведь ещё десять лет назад прочла у Мамардашвили : "Так вот, личность Декарта учит нас, что самая страшная зависимость - это зависимость от того, в чем мы видим недостатки и пытаемся их исправить. Потому что, пытаясь исправить, в действительности мы просто проецируем то время, которое уже есть, тот мир, который уже есть, удваиваем его, и так до бесконечности." За - бытие этой истины и есть ад. Господи, помилуй душу грешную. Отведи соблазн.
***
Вновь перечитываю Пришвина. "Я один. Я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мною. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром." Д.Н. нравятся мои пришвинские зарисовки. Он сам об этом говорил, когда ругал меня за сотрудничество с газетами, которые - якобы (а, может, и в самом деле) "выхолащивают" мой стиль. Довольно часто он напоминает мне, как я м о г у писать. Например, я помню тот мартовский день, когда он по телефону зачитывал отрывки из моей "Философии любви": - В парке Панфилова предгрозье. Пронзительно-зелёный цвет хвои, как бы уже омытый дождем. Хвойный запах на одной аллее, где слышны... звуки скрипки. Новые звуки птичьего гомона. Появились пушинки - тополь поздно зацвел. - Я благодарна утренним прогулкам - за открытие Торо. Как-то незаметно вспомнилось, что скромный зеленый стебелёк с множеством мелких светло-желтых цветков носит имя - коровяк. И что в конце июня бурно цветёт цикорий, затмевая синевой травяную зелень. Я благодарна судьбе за встречу с Д.Н. Это впервые в моей жизни - не столько я отдаю, сколько он. Недавно, приехав из отпуска, полтора часа мне рассказывал, по каким святым местам прошелся.Я вдруг ощутила "пасхальность жизни" ( термин духовной дочери А.Меня). Спасибо, Дима.
|