В категории материалов: 17 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Рейтингу ·
Просмотрам
Говоря о Пути к реальности «второго рождения», необходимо, вероятно, остановиться на факторах, способствующих продвижению, и факторах мешающих идти. Короче, о «друзьях» и «врагах» Пути.
Концепция Пути, разрабатываемая Мамардашвили с конца 70 -х. годов 20 столетия вплоть до смерти (25 ноября 1990г.), содержит обширный «список» и друзей, и врагов пути. Среди факторов, способствующих прохождению пути М. Мамардашвили в «Картезианских размышлениях» назвал следующие: разрыв органических связей (знаменитый отъезд Картезия (Декарта) из Турени в Голландию), великодушие («великая душа вмещает соседство – не убудет меня - с глупым, невежественным, преступным; да и не там предмет её борьбы»), без гнева и упрека перейти в другое измерение» (принцип недеяния), принцип усилия, принцип держания, расшифровка впечатлений. |
Бытие (как мы уяснили) – это не повседневное существование человека, хотя наши газеты пестрят «определениями»: пишут о социальном, культурном, цивилизованном бытии человека… Специфика темы, вынесенной в заголовок данной главы, заключается именно в том, что наличные обстоятельства жизни человека выносятся за «скобки». Индивид «ухватывается» в нетипичных, критических или, как говорили экзистенциалисты, «пограничных ситуациях». |
Термин «бытие» - главная категория онтологии, того раздела философии, в котором речь идёт об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующим миру и человеку устойчивое существование. |
Речь пойдет о Мерабе Мамардашвили. Об одной из ипостасей его таланта. Мераб Мамардашвили ка литературный критик. Вот тема! Речь, разумеется, пойдет о философско-литературной критике. Я имею в виду «Психологическую типологию пути» (лекции по метафизике прозы Пруста), достойную не только понимания, но и изучения: как это сделано?! Прочитав «Топологию» более 10 раз, утверждаю, что изучать трудно. Текст Мамардашвили из разряда «ускользающих». С романом Пруста Мамардашвили познакомился (по рекомендации одного французского друга), когда работал в Праге. И с тех пор практически не расставался с ним. Он постоянно делал о Прусте доклады, а в 82 и 84 гг. прочитал два курса лекций, посвященных роману – эпопее «В поисках утраченного времени». «Всё, что я говорю сейчас, - замечает он в одной из лекций, - в каком – то смысле автобиографично, как автобиографично для меня моё обращение к Прусту». И ещё: «Я не раскрыл бы истины. Если бы не прошел Путь». |
Упоминание об экзистенциализме появилось в конце 20 – х годов 20 столетия в обзорах новейшей европейской философии. Представителям тогдашней академической мысли это течение казалось бесперспективным, никто не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого (М. Хайдеггер и К.Ясперс в Германии, Ж.–П. Сартр, А.Камю и Г. Марсель во Франции) вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли 20 столетия.
Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, действительно был необычным. Казалось, что экзистенциалистов не интересовали ни методологические вопросы науки, ни природа искусства, морали и религии, ни философско-исторические конструкции. Они решительно ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти. |
Именно так называют Льва Шестова – выдающегося философа «серебряного века». Хотя, с таким же успехом можно назвать русским экзистенциалистом и другого выдающегося представителя «серебряного века» - Н. Бердяева.
Итак, Лев Шестов (1866 – 1938гг.). Российский философ – метафизик и литератор. Традиционной философии противопоставил «философию трагедии» (в центре которой – абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению – откровение, которое даруется всемогущим Богом. Общеизвестно, что Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма (об этом не раз говорил А.Камю). |
Так называли С. Кьеркегора (1813-1855гг.) его почитатели, хотя он разительно отличался от своего древнегреческого прообраза хотя бы тем, что был просто опьянен литературным творчеством. И ему было не до устного общения. Многочисленные сочинения Кьеркегора составляют 28 томов, 14 из них – дневники. В философии Кьеркегора предвосхищены основные моменты экзистенциальной философии 20 века - одного из самых влиятельных философских течений. |
Именно - просто - Кант, а не «кантище», как в блоковском опусе. Это тоже впервые заметил Грузинский Сократ на сей раз в «Кантианских вариациях»; «Кант- ригорист?! Это- бред. Не было такого философа. Не было Канта- холодного ригориста. Это мы знаем. Был вежливый, воспитанный человек, с душой, всегда полной чувств, ни о ком зло не говоривший по принципу - в том числе, потому что есть люди.» |
Трудно найти более «наукообразную философию» чем в сочинениях отца философии Нового времени. – Рене Декарта /Картезия/. Это и понятно: он был, как известно, не только философом, но математиком физиком физиологом. Наверное поэтому январь 1981 года стал знаменательной датой для российской, но и французской философии, т.е. в своих «картезианских лекциях» М.Мамардашвили показал, что «наукообразность» и «академичность» метафизики Декарта - наше заблуждение. Более реальной, жизненный философ вряд ли сыщется! Ведь основная тема Картезия: пробуждение человека- «второе рождение»/ а это как известно, - «ядро» реальной, а не академической философии/. Причем, по мнению М.Мамардашвили, феномен Декарта интересен тем, что эту философию он изложил не столько в своих текстах, сколько проиллюстрировал своей жизнью. Жизнь как текст! Интересная мысль. |
Все мы - великие безумцы. «Он прожил жизнь в полной бездеятельности, - говорим мы. «Я сегодня ничего не совершил» как? А разве ты не жил? Просто жить - не только самое главное, но и самое замечательное из твоих дел. «Если бы мне дали возможность участвовать в больших делах, я показал бы, на что способен». А сумел ты обдумать свою повседневную жизнь и использовать её как следует? Если – да, то ты уже совершил величайшее дело. Природа не нуждается в какой – либо особо счастливой доле, чтобы показать себя и проявиться в деяниях. Она одна и та же на любом уровне бытия, одна и та же за завесой и без неё… |
|
Меню сайта
|