Трансцендентные странствия Джейн Эйр по полям любви Индира Зарипова. «Философия любви» Изд-воАкмолинского философского клуба «Мыслитель», 1996 г.
Влада ГУК Странно это: взять в : руки философский труд и скоро обнаружить, что зачитался. Особенно, если философия для вас, как, скажем, для меня, - что-то вроде необитаемой башни из слоновой кости, уходящей в облака. Ещё интересней, что дело тут не в «небашенной» архитектуре книги - книги в наше время вообще пишутся строго занимательно. А в том, что речь в книге идёт не об этой самой башне - «философии учений», - а о «философии повседневности», реальной философии, которая заложена в наше сознание, как некий конструктивный элемент, необходимый человеку для того, чтобы стать человеком. Ибо человек рождается через усилие «собрать себя» в качестве человека. И в этом, как ни верти, его предназначение. Люди слишком долго занимались не тем, чем надо, шли напролом, не слушая ни своих философов, поэтов, священников, ни Бога, ни Мира. «И - в конце концов - потеряли себя. И есть, по-видимому, лишь единственный путь вновь-обретения - прислушаться к голосу мудрости веков, научиться понимать и принимать мысль и чувство Другого, с тобой не схожего. Научиться воссоздавать себя вновь и снова усилием каждого дня, ибо становление наше - это не раз данное, а многократное прохождение пути от ничтожества к величию. И без такого становления мы мертвы», так пишет кандидат философских наук Индира Зарипова, автор «Философии любви». Слова эти почему-то не минуют ни сердца, ни ума, как это, действительно, давно уже благополучно происходит с призывами окотиться и обратиться. Может быть, оттого, что здесь проблемам «расчеловечивания» (термин, видимо, авторский) человека и его восстановления посвящено серьёзное научное исследование - понимаешь, насколько серьёзны проблемы. И какая это на самом деле насущная материя - философия. И что действительно пришло Время Собирать Себя. Как камни. Любовь же «как никакая другая «конструктивная форма» - возвращает человеку чувство своей целостности, чувство первозданной цельности». Любви, пишет автор, предшествует Путь, но и сама она - Путь. Значит, любви можно и нужно научиться, даёт понять Индира Зарипова. Но не учит, за что ей сразу же хочется сказать отдельное спасибо. Зато высказывает мысль, которая встающему на путь духовных исканий «европейскому человеку» приходит в голову в последнюю очередь, если приходит вообще, есть некий ПРАВИЛЬНЫЙ РИТМ, «естественный» ритм Пути, который нельзя схватить рационально - но можно научиться слышать уже в Пути, поднявшись над социумными, вторичными ценностями и следуя только раз навсегда внутренне принятым Принципам. Принципы - особенно занятны, хотя и просты, так что кажутся самоочевидными. Например, принцип Приятия, или полной открытости, ориентированности на другого, которая не имеет ничего общего с зависимостью от других и, наоборот, никак не получается без отказа от чужого и своего одобрения - осуждения, без достижения внутреннего покоя и самодостаточности - то есть, наверное, любви к себе, но несколько не такой, какой учат женские журналы и курсы психологии бизнеса. И ещё - без «аскезы любви» по Богату - то есть созидательного культивирования в себе любви к Другому. Кто бы он ни был, - добавляет автор «Философии любви». Путь есть Путь. Принцип независимой радости (по Пришвину), принцип глубинного общения (по Мамардашвили и Батищеву)... Книгу населяют, в виде многочисленных отсылок, цитат, эпиграфов, столпы авторского внутреннего мира (женская манера; вспоминаются стихи, принадлежащие, кажется, Черубине де Габриак: «Как долго дух блуждал, провидя свет, вождей любимых умножая списки, ища всё новых для себя побед в гордыне Ницше, в кроткости Франциска, то ввысь взносясь, то упадая низко - так все прошли, кто был, кого уж нет»), Любимые Вожди: Пришвин, «грузинский Сократ» Мамардашвили, Нина Гаген-Торн, Генри Торо, Эмили Дикинсон. Помнится, и Торо, и, по-своему, Дикинсон были в своём творчестве верны идеям трансцендентализма, популярным в 30-60-е годы прошлого века. Отрешение от ложных ценностей «общества потребления», свобода духа от социальных «рогаток», общение с Природой и духовное самосовершенствование - эти идеи, бесспорно, близки ИндиреЗариповой. И это объясняет наваждение, преследовавшее автора этих строк с середины книжки; будто бы с её страниц внимательно и серьёзно смотрит на читателя не кто иной, как тень Джейн Эйр - героини культового романа и ещё более культового сериала, который советские женщины от 10-ти до 50-ти некогда так бережно приняли в свои сердца. Черпающая силы в своих молитвах и видениях, всегда готовая проявить «гражданское неповиновение» и даже 3 дня спасавшая свой свободный дух среди вересков и утёсов северного графства, несмотря на свою неоспоримую английскость, героиня Бронте - превосходное ходячее воплощение идей американского трансцендентализма. С другой стороны, советские женщины полюбили её даже не столько за муки, сколько за Принципы, которыми она ни разу не поступилась. И которые в целом отвечают принципам «Философии любви». Забавно: Джейн Эйр как модель человека, идущего по Пути. Ещё о моделях. Странностей и сюрпризов в книге хватает и без субъективных ассоциаций, и главная - особый «синтетический жанр». В книге 3 части: «Философия пути», «Философия любви» и «Шаманский бубен». Последняя часть - это стихи. В двух первых философская эстетика перемежается странными полухудожественными текстами: «И путь к себе (из дневника Ирмы Араевой)», «Жить в пути (из записных книжек И.Арае-вой)», «И свет, и тьма (из журнала Аяны Н.)», в которых размышления автора, чуть преломляясь, продолжаются от имени Аяны или Ирмы («так тонко имя Черубины»). А есть ещё тексты, жанр которых обозначен автором как «рассказы» («Моя звезда», «Движение солнца и светила», «Двуголосие», «Сопричастность»); это и в самом деле рассказы - но - в письмах. То солдат пишет любимой девушке, размышляя о прочитанных книгах, жизни и развитии своего к девушке чувства. То мятущиеся интеллектуалы - Аяна Н. и некто Т., - переписываясь, спорят об одиночестве и общении, свободе и Пути. Догадка: эссе представляют в книге теоретическую часть, рассказы - практическую. Читателю словно даётся возможность со стороны понаблюдать внутреннюю жизнь человека, в одиночку или с партнёром идущего путём самосозидания. Маленькое, карманное издание «Философии любви» создано специально для того, чтобы его могли носить при себе серьёзные девушки с внимательными глазами, для которых просто жизненно важно знать, что же такое - Любовь. Такие девушки, несомненно, на белом свете есть, и их количество, думается, приблизительно адекватно тиражу книги, но уж они-то своего не упустят. Что может быть интереснее «Философии любви»? «Книголюб», № 12, 2003 г.
|