ДЮСЕНБЕК НАКИПОВ (2005): ЛЕТО ЛЮБВИ В ОТДАЛЕНИИ...
Недавно из многих искусств любви я открыл ещё одно – искусство любить в отдалении. И это не тот случай, когда кто-то уезжает и живет в горах или другом городе, т.е. находится в привычном отдалении, давая себе возможность красиво грустить и томиться ожиданием скорой встречи. Но есть и другой случай…Ситуация больших отдалений. На полшара земного. На полтора века. Такое искусство не каждый день встречается, ибо редкостно и диковинно.
Именно такое искусство бескорыстной любви в немысленных отдалениях от места и времени явила мне Индира Зарипова, написав двадцать одно стихотворение под названием «Вечное лето Эмили Дикинсон и ещё одно, предваряющее, - « О НЕЙ» (Журнал «Аманат». 2005. № 1). И я тут же занялся всегда актуальным для любого человека – а паче всего поэта – размышлением: - А любят ли тебя, когда ты вблизи, а тем более, если окажешься в отдалении? Вот о чем заставила задуматься Индира и серьёзно умилиться столь тонкой вневременной связи двух женщин-поэтов , рожденных в столь разных мирах, что ни один из фантастов не сумел бы себе такое представить. Она, такая связь, всё же, видимо существует вне обычной логики и по своим акварельным законам.
Наша Индира живет вчера и сегодня, пройдя свой опыт наблюдения за «диким капитализмом» и …пишет «Вечное лето Эмили Дикинсон», где: «Встать бы снова во весь рост. И достать почти до звезд…» Но возможно ли это? Маленькая, вероятно, чуть испуганная женщина, наша современница, может ли она «встать»? Может, если есть кого и что защищать. Защищать поэзию Эмили от её же большой и шумной страны, где помнят, но не понимают её проникновенную лирику.
При известных условиях нетрудно записать некую тему или мысль, а вкупе с нехитрыми рифмами, скажем, в размерах хорея, - и вовсе назвать поэзией? Так бывало, бывает и поныне. Другое дело – запечатлеть рефлексию думающей и страдающей и сострадающей души.Думаю, что Индире удался этот сложный опыт созвучия хоть и родственных, но разлученных во времени душ – своей и Эмили Дикинсон. И только такая тончайшая рефлексия, воплощённая в стих, становится вечной и утешает нас в наших печалях и неудачах.
Сей длинный абзац, надеюсь, напомнит нам неординарные рецензии и философские эссе Индиры, которые вошли в наш литературный процесс как состоявшиеся факты и помогают лучше понять творимое нами в контексте обстоятельств и творческих исканий.
И в ситуации таких отвлечений и невольных совпадений ( а на языке поэзии их именуют «провиденчеством») особенно хочется читать и слушать ( сквозь рев урагана и социум эпохи) такое : «Подарю вам поле клевера И пчелу в придачу, А могла б себя, но разве Я чего-то значу?!»
Индира умеет защищать не только свою «вечную подружку» Эмили, но и хороших поэтов и писателей в своих рецензиях, а больше Поэзию от плохого в «поэзии». У нас, в нашем городе и в наше время. Но будучи поэтом и неисправимым романтиком в душе, Индира ещё и учит нас искусству Любви в Отдалении, когда ничто суетное не сможет увести нас от Истины Любви. Я об этом размышлял целое лето и поэтому припозднился с написанным. И вновь читаю: «Самый лучший друг – Душа», и далее: « Да возродится Лето и возликует Куст! Природа знает это почти что наизусть.» Такие вещи и впрямь надо знать наизусть, не обольщаясь насчет того, что без неустанной работы над собственной душой само собой придет нечто другое, чем «Вечное лето»! Поэтому спасибо Эмили. Спасибо Индире. А я пойду встречать осень. И – грустить.
Спасибо Вам, Дюсенбек, что умеете увидеть в окружающем мире милое, так тонко подмечаете обыденное и так выпукло смешно писать о выпятившемся. Я восхищаюсь Вашей прозой, которая поет, танцует и "уносит", как говорил о билингвах профессор Г.П. Мельник. И вот сейчас Вы нашли для нас, обывателей, Индиру, "неисправимого романтика" и заразили...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".