Философия души

Четверг, 28.03.2024, 23:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Об авторе сайта и ее книгах

Искусство быть Человеком. Часть вторая

             Антизвездизм

    …Сегодня каждый старается выпятиться, показать себя, по принципу: сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Мы, забыв о коллективизме, который культивировался в нашей большой стране 70 лет,  перешли к ярко выраженному индивидуализму. Без крайностей ведь не можем. Писатели и поэты восхваляют сами себя, одна за другой плодятся доморощенные академии и академики, которые щедро награждают друг друга премиями, журналисты, рады-радехоньки,  могут воспеть кого угодно – лишь бы хорошо платили… Полки магазинов уставлены мемуарами известных и не слишком известных людей… Понятие скромности уже почти приравнено к идиотизму.

    Долгое  время в лагере «Связист», руководит которым моя хорошая знакомая, директор Бостандыкского Центра детского и юношеского творчества г. Алматы Светлана Евгеньевна Исакова, был курс «Стань звездой». Каждый ребенок – звезда – уверяли детей, приехавших в лагерь. Надо только определить –  в чем именно. За короткую лагерную смену ребята открывали в себе таланты актеров, художников,  писателей…

    Хорошо? Безусловно! Но недавно Светлана Евгеньевна задумалась: «Впору открывать курс антизвездизма». Дети в лагерь уже приезжают не с низкой самооценкой,  как раньше, а наоборот,  – с завышенной, почти с комплексом гениальности…»

    А вот что на эту тему Дон Хуан говорит Карлосу:  «Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире – твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего кроме самого себя».

    Эх, эту бы цитату,  да на видное место, в кабинет каждого начальника!

   

    Культура и цивилизация.

    Вопрос на засыпку: чем отличается культура от цивилизации?

    «Культура, – писал Пришвин, – это связь людей, цивилизация – это сила вещей». В этом понимании фраза «мы живем в нецивилизованном обществе» не имеет смысла.

    На взгляд Индиры Зариповой эти понятия важны для нас сегодня как никогда.

    О кризисе западной цивилизации и культуре речь уже идет минимум сто лет. Мы от него, раньше  казалось, надолго  отстали, но сейчас с большим успехом нагоняем. «На западе техника породила невиданную роскошь жизни, и не для избранных, а для многих. – Пишет философ В. Налимов. – Но она достигается ценой глобального экологического кризиса. Жестоко плачет человек, вовлеченный в огромный бездушный аппарат современной индустрии, человек, если он не превращается в то, что Хайдеггер называет «человекофункцией»,  начинает болеть, бунтовать....  Когда элементы западной культуры хлынули к нам, у нас тоже развился феномен удушья. Его причины: потеря человеком связи с многообразием жизни. Мы потеряли связь с миром природы… Мы потеряли связь с миром собственных сноведений, фантазией. Нам некогда им заниматься. Нам необходимо гнаться за Америкой и Европой. Мы утратили полноту внутренней жизни. Обеднело общение. Все более искусственными и фальшивыми становятся праздники. Мы потеряли саму необходимость общаться…»

    Согласитесь, что это так. Написано еще в 1991 году, но сейчас положение еще более усугубилось.

    «Ты знаешь,  – израильтяне совсем не умеют гулять, –  пишет мне сослуживица, уехавшая в Израиль, –  но они с удовольствием приходят на наши праздники. И тосты учатся произносить такие же длинные,  как и мы. Недавно зять такой тост закатил! А раньше «Ле Хаим!» и все…»

    Звоню близкой подруге: «Буду в твоем  районе на мероприятии. Потом у меня перерыв час – ни туда, ни сюда. Можно, я к тебе зайду?» Подруга в ответ «Что ты! Мне надо срочно к лекции готовиться!» Помешала бы я ей, что ли, если бы посидела часок в квартире, с мамой ее поговорила, книжку почитала в конце концов?

    Законы прежнего гостеприимства сохранились у нас сегодня что разве в отдаленных аулах, где рады любому гостю. Об этом в книге цитата Конрада Лоренца: «Все мы, живущие в населенных странах, в больших городах уже не осознаем, насколько нам не хватает простой человеческой любви. Нужно побывать в безлюдном краю и зайти незваным гостем в какой-нибудь дом, чтобы оценить, насколько человеколюбив человек, если его способность к социальным контактам не подвергается перегрузке».

Всё чаще и чаще –

Разговор лишь с чащей.

А с людьми полслова, –

Я к ним не готова.

    Читаешь «Философию»,  а вопросов все больше и больше.

      Это хорошо, считает Индира, –  ведь главное, что  в процессе чтения ты думаешь, у тебя появляется «живая мысль».

    И тем не менее после прочтения книги я задала Индире ряд вопросов, надеясь, что ответы будут интересны читателям журнала.

   – Как преодолеть обиду? Ведь – судя по всему –  она мешает и мышлению, и всему ходу "второго рождения", да и плодотворной профессиональной деятельности? 

   – На этот вопрос есть множество ответов. В особенности  постарались психологи и психотерапевты. Я предпочитаю позицию А. Швейцера, святоотеческие рекомендации, методику "сталкинга" Кастанеды   – ОТСЛЕЖИВАТЬ  душевные движении, ведущие к обиде и гасить их усилием воли. 

   – Самый главный враг человека? Его судьбы? Его развития?

   – Самость, гордыня, чувство собственной важности. Все зависит от того, какая книга помогает вам в Пути. Термины разные. Суть  одна.

     Что значит:  "реальная философия",  "реально философствовать"? Нужно ли это узкому специалисту? Например, управленцу, менеджеру?

  –  Ну, управленца  я бы не назвала  узким специалистом. Если брать исторический аспект – Екатерина Великая, то там это четко прослеживается. Что касается термина "реальная философия", то тут лучше обратится к М. Мамардашвили, который писал: "Философией в Прусте я называю духовный поиск, который проделывается Прустом-человеком на свой собственный страх и риск, как жизненная задача, а не как построение эстетической или философской концепции, –  задача, которую древние называли "Путем", "Спасением", "вторым рождением".

   – Почему Пруст воспринимает любовь как иллюзию и  только. Неужели нет "вечной", подлинной любви? 

     В том, что любовь –  иллюзия, по-моему, нет никакого криминала, если мы посредством этой иллюзии извлекаем какие-то СМЫСЛЫ и проходим какой-то участок Пути к реальности "второго рождения".

     А почему вы "зациклились" на романах Пруста?

     Заинтриговало название одной книги – " Как Пруст может изменить вашу жизнь".

     И действительно –  может?

     Ещё как! Но при условии, что чтение сопровождается работой над собой, вернее – над впечатлениями, собственно, так было и в жизни самого Пруста: "Факты - ничто, закономерности, стоящие за фактами – всё."

  -  Ваше отношение к дружбе?

 –  Всё больше склоняюсь к определению Пруста: "Поскольку друзья являются таковыми лишь в тихом помешательстве..." Но рада – любому тихому помешательству. По соционическому психотипу я – Дон Кихот. Просто не могу (даже если бы очень захотела) периодически не восхищаться

Людьми.

 –  Что вам не нравится в сегодняшней философии?

  Отсутствие бытийно-личностного эксперимента, который в свое время проделали Сократ, Декарт, Мамардашвили.

  –  А что не нравится в поэзии сегодняшнего дня?

   Неумение  восхищаться поэтическими открытиями друг друга.

  Общеизвестно, что раньше вы были человеком "политичным", затем "аполитичным". И сейчас вновь наметился поворот к политике. Какова причина последней "метаморфозы"?

  Так называемая "красивая помощь" дальнего Зарубежья. Образовательные программы, например, при ближайшем рассмотрении (тем более, если ты в них участвуешь), выявляют нелицеприятную тенденцию: уничтожить тот менталитет, который всегда был достоинством евразийства (широта, глубина мысли, духовность) и насадить, если выразить идею Герцена-Леоньева, тоннельное мышление среднего европейца как образчика пошлости.

    – Удается ли вас в жизни следовать философским теориям, которые вы проповедуете?        

        Нет, не удаётся. И по этому поводу было много слез. Пока как-то православный человек  не рассказал мне притчу: «Отрок приходит к старцу и говорит, что сил нет жить. Десять лет отдано "шлифовке" души, а всё  как прежде - то взлет, благодать, свет, то - падение, мрак, бесы. "Что же делать, старче?", –  спросил он.  А старец говорит: «Так и идти, до конца, до смертного креста». В Китае это несколько иначе, но по сути одно и то же: "Возобновляйся вновь и снова."

     Что вам больше всего хотелось бы в жизни?

    –   Самореализации,  нежности и отсутствия неблагодарности.  

     «Новаторские произведения философа и литератора Индиры Зариповой, –  пишет доктор философских наук Сергей Колчигин, –  не могут не вызвать отклика в душе. Ее прежние и новые книги «Философия любви», «С любовью к Прусту», «Мудрость    любовь моя», «От слез до звезд» и другие отличаются редкостным свойством. Они не просто заставляют думать, сопереживать, спорить: они ОЖИВЛЯЮТ философскую мысль, которая прибывает по большей части в состоянии рассеянном и отвлеченном. Из души идущее слово Индиры Зариповой придает философским исканиям, рассуждениям и категориям то, что называют «воздухом», –  объем, теплоту дыхания и свежесть красок ЖИВОЙ ЖИЗНИ.

     В этих книгах философия свободно выражает себя во множестве ликов. И под одной обложкой дружески соседствует эпистолярный жанр и эссе, стихи и меткие афоризмы, беседы – диалоги и полилоги, включающие в свою ткань и искусно сочетающие голоса многих мыслителей и писателей.

     Что же!!! Так тому и надлежит. Философ в наше трудное, переломное время уже не должен быть только «академистом» –  логиком и теоретиком. Эпоха нуждается в появлении философа ИНОГО ТИПА: мастера слова, мыслителя-художника, творца понятий-образов, пропагандиста и проводника высоких ценностей. Сегодня необходима не столько академическая, сколько реальная философия, или, по выражению Индиры Зариповой, не «философия человека», а «философия для человека».

 

Я знаю, что моя дорога

От слез до звезд.

Давай поговорим немного.

Но в полный рост.

 

Давай откроем  - нет, не чудо.

А лишь себя.

И вечно благодарной буду.

Душа – не я.

 

И вечно будут падать звезды

Под силой Тьмы.

Пойми, мы встретились так поздно

И – до весны.

 

     Людмила Мананникова.

Категория: Об авторе сайта и ее книгах | Добавил: indira (19.07.2007)
Просмотров: 1648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика