ОБРЕТЕНИЕ ПУТИ.
Видно, мне на роду написано быть адвокатом. Кого я только не защищала! Школьных учителей – да! Участковых врачей? – да! Философию (реальную!)? -Да, да, да. Настоящих женщин? – да. Студентов? – да. А вот теперь очередь - ПУТИ.
Странно, но после выхода книги «Философия любви» мне пришлось объяснять своим коллегам ( в Акмоле, в Казани), что те закономерности Пути, которые описаны в данной книге, придуманы не мной и задолго до меня. Более того, они – принципы- существуют во вселенской семантике, а проще говоря, в нашем мире. И беда, если общество, в котором определен жить человек, забывает об этих закономерностях, а заодно и о тех людях, которые культивируют их, несмотря ни на что.
2.
Но вначале о том, что мы вкладываем во всеобъемлющее понятие «Путь». Со времён возникновения даосизма (7-6 вв. до н.э.) Путь означен, как начало космическое, как глубинный ритм Вселенной, которому может следовать человек, исповедующий в своей жизни те принципы, что яростно отвергает социум. Ведь индивидуму навязываются жесткие и жестокие стереотипы поведения, идущие вразрез с законами формирования его внутреннего, духовного «Я».
3.
Что же это за принципы? Что за правила? И почему Путь мы обозначили с большой буквы? Надо отметить, что в древности слово «путь» обычно употреблялось так, что у слушателей и читателей невольно возникало желание писать его с большой буквы, ибо – как-то само собой подразумевалось, что речь идет о СПАСЕНИИ – речь идет об овладении собой и прекращении вращения в жизненном водовороте. Речь идет об осмысленной жизни.
Итак, Путь – это выход из темноты своей жизни, из темноты впечатлений, из темноты существующих обычаев и стереотипов, из темноты социального строя, из темноты массовой культуры – к истинам, которые освобождают человека от страстей и пороков.
4.
О принципах Пути можно прочесть годичный цикл лекций, как в свое время сделал М.К.Мамардашвили, но можно уложить материал в два-три стихотворения, как сделал О.Э.Мандельштам. Можно вставить материал в традиционный курс лекций по философии, как делаю я. Можно написать книгу. Можно статью. Можно перечислить около трех десятков принципов. Можно остановиться на 5-6 принципах.
Пожалуй, одним из самых важных принципов Пути является принцип недеяния. Я уже подробно останавливалась на нем в рубрике данного сайта – Вопрос/ Ответ.
5.
Не менее важным условием реализации Пути к реальности «второго рождения» является культивирование принципа смирения. Он хорошо прописан и подчеркнут в дневниках Л.Толстого:
- Дорогой думал: как бы приучить себя, встречаясь с людьми, ожидать от них унижения…чтобы они унизили тебя, оскорбили, поставили в неловкое положение, а ты был бы добр к ним. Только один раз вышло.
6.
Одним из ключевых принципов Пути является и принцип великодушного приятия реальности. Принцип этот наиболее трудный для понимания, а главное – для укоренения в повседневье. Вообще язык реальной( не академической философии) – это язык образов, метафор, мудрых форм поведения.
Многие, прошедшие Путь, осознавали сложность культивации этого принципа. Среди них – М.М.Пришвин, который писал в повести о Фацелии:
- Я со всеми примирился недостатками…Примирился даже с утратой своей юношеской Фацелии. Лысые, пузатые, желтые, больные не беспокоят моего воображения и только не могу ещё перешагнуть через бездарных.
7.
Безусловно, вопрос о прохождении Пути каждый решает сам. Не без помощи матери, учителя, друга, книги.
И – как горестно, что простая информация о том, что такое Путь, - приходит к нам слишком поздно. Такова наша участь – жить в обезбоженное время.
|
Категория: Философская проза | Добавил: indira (10.08.2007)
|
Просмотров: 1318
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|