СПАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Мы все чаще и чаще упираемся в проблему непонимания. Еще чаще – в отсутствие сострадания. Поубавилось в нашей жизни и ощущений праздничности. Внутренней тишины. Культуры. Поубавилось уважение к тем, кто продуцирует не материальные и не интеллектуальные блага, а – духовные. Исчезла заинтересованность в творчестве другого. Желание помочь. Благодарность за чудо. Благодарность за Слово.
Читая книгу философской лирики «Чудо бытия», я обнаружила, что потрясла меня не столько подборка стихов, сколько предисловие, в котором Г.П, Голик высказал мысли, давно волнующие меня. Он цитирует Грузинского Сократа – М.К. Мамардашвили – «Без разрешения задачи по очищению языкового пространства мы дальше никуда не двинемся.»
Мне – как философу и поэту – совершенно не понятно то «остервенение», с которым ведется дискуссия по поводу русского и казахского языков, потому как суть дела лежит совершенно в иной плоскости, о которой Мамардашвили писал: « У нас р а з р у ш е н язык. То есть формально, например, русский или грузинский (добавим – казахский) язык есть, но он весь в раковых опухолях, которые не поддаются корректировке в здоровую сторону, Существующий язык, подобно бичу божьему, приостанавливает ЛЮБОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ.»
Весь двадцатый век – это постоянное напоминание человечеству о разрушении языка: «Слово сейчас ветшает как платье»,пустеет, становится «полым», умирает, теряет бытийную наполненность. И он же двадцатый век заговорил о поиске ж и в о г о слова, которое может обновить и язык, а вместе с ним и повседневную жизнь. Возродить духовность. Им оказалось – поэтическое слово!
О. Мандельштам писал еще в тридцатых:
Народу нужен стих
Таинственно- родной,
Чтоб от него он вечно
Просыпался .
И льнянокудрою, каштановой
Волной
Его звучаньем – умывался.
И как тут не вспомнить Б.Пастернака:
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни открывают путь.
А озаренья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.
К сожалению, этого очень многие не понимают и не воспринимают. Выдающийся российский философ В.В. Налимов пишет: « В обществе всегда должно присутствовать некоторое количество людей, дабы оно н о р м а л ь н о функционировало, которое занято не производственным трудом, не торговлей, и даже не интеллектуальным трудом, а, скажем так, ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Многие не понимают, что это и зачем.» И – как результат – страна, где почитаем любой труд, но – не духовная деятельность. А значит, страна без будущего!
О целительной силе духовной поэзии писали многие,но, пожалуй, с такой проникновенностью, как американская поэтесса Эмили Дикинсон – никто! Она сознательно выбрала «босоногий ранг» и выстроила свою судьбу так, что Бог одарил ее СТИХАМИ.Поэзию она уподобила «молнийным ударам» грозы, высветляющим окружающий мир.
Именно Дикинсон научила меня самосохранению того, что передано мне п р и з в а н и е м. И что совершенно не вписывается в наш рыночный век, продолжающий разрушать ж и в о е с л о в о, а вместе с ним - и дух.
Честно говоря, до сих пор не могу понять, почему не стоит ДЕЙСТВОВАТЬ даже в этих плачевных условиях ( наплевательского отношения общества к поэтам и вообще – духовникам), отдав большие газетные и журнальные пространства – стихам?! Ведь предки наши были не глупее нас! Бросьте взгляд в глубь веков: народная культура пропитана поэтическим словом. Ведь неспроста!
ИНДИРА ЗАРИПОВА.
|
Категория: Философская проза | Добавил: indira (03.08.2007)
|
Просмотров: 958
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|