1. Именно благодаря М. Мамардашвили текст Пруста стал восприниматься как образец реального философствования.Философствования по ходу жизни, а не вне её. 2. Текст помогает понять, " как и когда сцепилось то, что сейчас происходит.". Ведь мы идем к себе издалека! В этом плане "В поисках утраченного времени" Пруста было тем пространством, в котором Мамардашвили находил поддержку своей метафизике "второго рождения" и реального философствования. Ведь общеизвестно, как герой Пруста - Рассказчик (которого, кстати, тоже зовут Марселем) распутывал свою и чужие жизни. Вспомним знаменитый эпизод с Рахилью. Герой Пруста по просьбе своего друга Робера де Сен-Лу идет в домик, где квартировала возлюбленная друга. А до этой встречи он, разумеется, наслышан от Сен-Лу о "королевской красоте и достоинствах" актрисы Рахиль. И что видит Рассказчик? Женщину, которую ему предлагали в доме свиданий за двадцать франков. Что же произошло? Почему Робер не способен увидеть то, что видит Марсель. А потому, что всё доблестное, высокое, что мы связываем с Театром с ц е п и л о с ь с невзрачным лицом недалёкой женщины. И чтобы это "расцепить", НУЖНО ПРОДЕЛАТЬ ПУТЬ САМОМУ. 3. Или ещё один показательный пример нашей слепоты. Герой Пруста наблюдает за танцем своей Альбертины и её подруги Андре. И в этот момент подходит доктор Коттар. И как бы между прочим говорит: на месте родителей этих молодых особ я бы не позволял им так забавляться. И всё!!! Рушится мир Рассказчика-Марселя. Бездна лесбийской волны смела его. И надо очень потрудиться, чтобы создать новый мир. 4. Наша беда в том, что мы в суете сует забываем о главном - расшифровке тех впечатлений, которые поставляет нам жизнь. "В поисках..." есть интересный эпизод: кучер не захотел говорить с баричем, т.е. с главным героем романа, и тот вне разговора был просто вынужден заниматься расшифровкой майи-жизни, выходя к смысловому пласту - бытийному. Как нам порой не хватает таких мудрых кучеров!Дайджест книги "Афоризмы житейской мудрости" А.Шопенгауэра. 1. Придавать слишком много ценности постороннему мнению есть общее господствующее заблуждение. Его можно преодолеть, вспомнив, как порою полдюжины бараньих голов презрительно отзываются о великом человеке. 2. "Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими",- сказал Лабрюйер. Общительность приводит нас в соприкосновении с существами, большинство из которых нравственно - скверно, а умственно - тупо и извращёно. 3. Люди похожи на детей в том отношении, что становятся неучтивыми, когда их ПРОЩАЕШЬ. 4. Превосходство в умении обращаться с другими образуется единственно при том условии, что в них не нуждаешься и даешь им это заметить. 5. Примириться с человеком и возобновить прерванную дружбу - слабость, в которой придется раскаиваться, когда он при первом же случае как раз сделает то же самое, что было причиною разрыва, да ещё С БОЛЬШЕЙ НАГЛОСТЬЮ. 6. Разве самое смиреннейшее поведение способно вымолить себе прощение за духовное превосходство?! "У неразумных встречается во сто раз более антипатии к разумным, чем у разумных отвращения к неразумным, - говорит Саади в своем "Гюлистане". 7. "Пошути с рабом, и он повернётся к тебе задом", - говорит превосходная арабская пословица. 8. Главная наука и упражнения юношества должно заключаться в приучении себя к перенесению одиночества, потому что оно - истичник счастия и спокойствия духа.
|