…Действительно, Мераб Константинович Мамардашвили умел создавать ПРОСТРАНСТВО ЖИВОЙ МЫСЛИ, которое с 5 в. до н.э. по праву называется сократическим. Один из студентов Мамардашвили, ныне известный философ В.Подорога, вспоминает: «Мы всегда слушали Мераба Константиновича, почти не комментируя что-то, лишь записывая, Всё это было похоже на небольшие трансы, небольшие выпадения из реальности. Находясь в пространстве лекций Мамардашвили, мы всё понимали. Но как только мы покидали это пространство – понимание резко уничтожалось.»
2.
Это воспоминание интересно тем, что здесь четко проявляется не только похожесть Мамардашвили на Сократа (я имею в виду, конечно, стиль мышления, стиль общения). Но и различие: вопросно-ответная система отсутствует или –почти – отсутствует у Мамардашвили, но разве в этом суть. Суть – в создании такого конструктивного поля, которое порождает ЖИВУЮ МЫСЛЬ.
3.
Похожесть ещё и в том, что те, кому Сократ задавал вопросы, т.е. практиковал майевтику, сами по отношению к себе этот вопросно-ответный метод использовать не могли (разве что Платон). У Мамардашвили почти все присутствовавшие на его лекциях в разные годы отмечают, что он сам мог создавать поля осмысления, но передать этот дар другим – не смог.
4.
И – конечно – похожесть в том, что большинство книг Мамардашвили – это лекции, которые превратились в книги благодаря магнитофонным записям, сделанным его другом Ю.Сенокосовым, и положившим немало труда , чтобы превратить их в тексты. Причем, если мы до сих пор спорим, что в диалогах Платона от Сократа, а что от самого Платона, то в случае Мамардашвили – Сенокосов такой проблемы не возникает. Поэтому вызывает недоумение, что некоторые рассматривают Сенокосова как соавтора Мамардашвили.
|