ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИЛИ ТО ЖЕ САМОЕ, НО В СВЯЗИ С РАННИМИ ПОВЕСТЯМИ К.КАБДРАХМАНОВА
Мы плохо осознаём, что наша обычная психика находится большую часть времени в хаотическом или вялом состоянии. Она - по существу - мертва. И оживает лишь при наличии особых точек, вокруг которых и происходит интенсификация нашей психической жизни. Смерть - такая точка...Бог - такая точка...Вечность - такая точка..."Я" - такая точка..Пространство точек интенсивности - это пространство, в котором начинается усиление (амплификация) того, что есть в нашей душе. Если с нами случается феномен ОСОЗНАВАНИЯ, то происходит это именно так - через фиксированные точки интенсивности. И в повестях К. Кабдрахманова другими средствами, средствами художественными (как принято говорит, - романическими), представлен тот же феномен. Возьмем первую повесть писателя, опубликованную в 1988. Сюжет её таков: жил-был хирург Досумбек Досумбекович Мейрамов (Док), закончил вуз, уехал в "хирургическую Мекку", затем вернулся в родной город, приступил к работе, прооперировал тяжелого больного, после операции - вроде бы "традиционные размышления врача", но - лишь на первый взгляд, ибо глубина их несопоставима с простым потоком каждодневных размышлений "о том, о сем". Я беру на себя смелость утверждать, что этот "доковский" поток инициирован одной из "фиксированных точек интенсивности", на что непроизвольно указывает и сам автор: "Док думал о слабых местах течения послеоперационного периода, где могла прорваться СМЕРТЬ." Точки интенсивности порождают состояния, в которых человек как бы "марсианско-первым" взглядом высвечивает действительность. И видит то, что в повседневной суете, как правило, не замечал. Этот удивительный процесс " марсианско-первого взгляда" удачно "пойман" Кабдрахмановым, И,судя по второй и третьей книгам писателя, стал органической частью его литературного творчества. В своих ранних повестях Кабдрахманов от проблемы неестественности нашего языка перешел к проблеме неестественности нашей жизни: "Другие слова - это водяной насос вместо сердца, декорации вместо жизни, информация вместо правды, скотство вместо любви." А потом в творчестве писателя наступил застой. Кабдрахманов - как профессионал - понимал, что это можно преодолеть большим литературным полотном.Но...ткань не выткалась. Магистер КазГЮА, чьё эссе было опубликовано в сборнике рефератов, изданных Сорос-Казахстан, Руслан Омаров пишет: " Реальность в последнем произведении Кабдрахманова -это предметная Реальность, лишь та "среда, где обитают наши тела".Писатель, - продолжает Омаров, - вырисовывает всю действительность как безусловно мертвую реальность, и в этом заключается ошибка автора, а проблема преодоления реальности - это дальнейшее заблуждение Кабдрахманова. Конец реферата-эссе Омарова предельно лаконичен: не нужно преодолевать Реальность, но необходимо просто жить в ЖИВОЙ Реальности.
|
Категория: Философская проза | Добавил: indira (28.07.2007)
|
Просмотров: 896
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|