ТОСКА ПО ЛИЧНОСТИ ИЛИ - ФЕНОМЕН МАМАРДАШВИЛИ.
1. Тоска по личности - тоска по КУЛЬТУРЕ. Тоска по великодушию, доброте, бескорыстию. Похоже, что у меня нет симпатии (за редким исключением) к своим соотечественникам. Хотя в силу характера, а главное - судьбы - окружена умными и порядочными людьми. Но этот ум и душевность (повторюсь: за редким исключением) какого-то сомнительного свойства. Из разряда "ни рыба, ни мяса". И приходится знакомствовать (если перефразировать Асеева) с Пришвиным, Ахматовой, Шаламовым. А главное - с Мерабом Константиновичем Мамардашвили.
2. Есть имена-судьбы, через которые мы себя понимаем. У меня таких имен несколько: Марсель Пруст, Эмили Дикинсон, Григорий Померанц, Михаил Пришвин... Особо выделяю имя-судьбу М.Мамардашвили. Он не только помог мне стать на Путь, но и объяснил закономерности общества, в котором я живу. Так и внушал: "Как ты ни думай о прошлом, как ни видь этого ВЫРОДИВШЕГОСЯ ЧЕЛОВЕКА. этот ВЫРОДИВШИЙСЯ СОЦИУМ, но факт то, что если что-нибудь возникнет стоящее, то только из них.Конечно, УСИЛИЕМ их собственной воли". Ведь человек создается непрерывно. Он не создан (по весьма распространенному мнению) природой и эволюцией. Эта постоянная создаваемость человека усилием его самого и отражена в символике "образ и подобие Божье".
3.
Поэтому когда Мамардашвили спрашивали о гарантиях необратимости того или иного ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЧИНАНИЯ (очень острая тема для всех стран, включая, конечно, и Казахстан), он постоянно подчеркивал, что нечто может быть необратимым "лишь в человеке". И далее очень важное: "Нужны индивидуальные точки необратимости, и важно, сколько таких точек, в противодействие которых упирался бы любой процесс распада и разрушения." Мамардашвили не мыслил такие точки без оберегающей нравственную суть человека силы формы. Пользовался обычно замечательной иллюстрацией из книги Натана Эйдельмана "Лунин". Михаил Лунин не принадлежал ни к вождям, ни к идеологам декабризма. Однако именно в нем откристаллизовался нравственный исток декабризма - понятие ЧЕСТИ. А честь - понятие неизменное, она в известной мере есть случай абсолютно ф о р м а л ь н о г о поведения,т.е. поведения, которое не зависит от внешних обстоятельств. Вот вам и "сила формы", к которой призывал Грузинский Сократ. И которой так не хватает нашим политикам.
4.
Быть человеком ЧЕСТИ значит очень мало ( и очень много): не торговаться совестью, не уступатьвыстраданных истин, не страшиться исторически восторжествовавшей силы. И понимать, что человек КУЛЬТУРЫ - это тот, кто , не задумываясь, выполняет автоматизмы, выработанные оной. А среди них - трепетное отношение к женщине. Мамардашвили не раз подчеркивал в интервью, что Лунин (именно потому, что был человеком ЧЕСТИ - не сословно-дворянской, а чести - как устоя БЫТИЯ) открывал новые человеческие возможности, иначе немыслимые.
5.
Мераб Константинович и сам был человеком Чести. В слякотный день - 25 ноября 1990 года - во Внуковском аэропорте он шел вдоль шеренги отмуштрованных молодчиков "первого демократа" Грузии -Гамсахурдии, которые бросали ему в лицо отборные грузинские ругательства. Сердце не выдержало... А в июне 89 г., давая интервью местной газете, он обратился к соотечественникам: Я истину ставлю выше моей родины, и у меня возникает вопрос: многие ли грузины способны поставить истину выше видимого интереса своей родины? Некий Петриашвили заявил: "Всё это ломание мозгов. Нам не нужно никакого просвещения. Нам нужен патриотизм." ...На очередных философских чтениях, посвященных памяти Мамардашвили, один из участников вспомнит его слова: "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО В МИРЕ ЗЛА, НУЖНО ДЕЛАТЬ ДОБРО."
|
Категория: Философская проза | Добавил: indira (26.07.2007)
|
Просмотров: 1038
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|