(дайджест проблемы на страницах книги В.Зорина и И. Зариповой "Мудрость - любовь моя"). 1. Да, речь пойдет о любви. Иными словами - о философии открытости. О философии ж и в о г о,ибо "быть незащищенным - значит жить, замкнуться в себе - значит умереть" (Кришнамурти). Речь пойдет об истинном познании.Ведь замечено, что человек познает настолько, насколько любит... Речь пойдет о становлении, о "втором рождении", ибо без любви человек, по-видимому, не может состояться. Речь пойдет о выстраивании действительной ценностной вертикали, о приобретении способности четко отличать первичное от вторичного. Да, речь пойдет о духовности.
2. Удивителен голос режиссера А. Эфроса на пластинке, где запечатлена его беседа с японской интеллигенцией. Он там не без юмора утверждает, что может посрамить любого шекспироведа своим знанием внутреннего мира шекспировских пьес. И задает вопрос аудитории: - Почему Ромео перед тем, как влюбиться в Джульетту, влюбился в Розалинду? И тут же предложение с японской стороны, чуть ли не мольба: скажите! Эфрос по-детски смеётся: А не скажу! И не сказал. А сказала журналистка Галина Башкирова в "Если бы знать..." 3. А ещё удивительны книги Евгения Богата, работавшего в столь сложной и трепетной сфере - философской публицистике. В "Что движет солнца и светила..." он выдвинул понятие "аскезы любви": - Человечество за века создало аскезу нелюбви, но нет АСКЕЗЫ ЛЮБВИ, той, что учила бы - как сохранить НАВСЕГДА увиденное в любимом человеке ОДНАЖДЫ, аскезы, которая разрушила бы пошлую "истину" о неизбежности идеализации в любви.
4. Да, это неоспоримо - Любви предшествует Путь. Путь овладения собой и прекращения слепого вращения в жизненном водовороте. Но и сама Любовь - Путь. Сколько раз она приъходила к человеку, находящемуся в состоянии беспутья, и становилась Путем к реальности "второго рождения" - рождения-в-Духе.
5. Сам факт приятия иного на паритетных условиях со своим - это и есть одно из определений глубинного общения. Но разве это не любовь?! Разве это не определение любви?! Не просто отстраненное понимание инаковости другого, а - вбирание этой инаковости в себя. И восприятие мира в любой момент как бы одновременно своими и Его (Её) глазами. Это какая-то высшая форма диалогизма. 6.
Любовь формирует ощущение, чувство, что ты соразмерен миру. Что ты- космос. Микрокосм. Эквивалентный Макрокосмосу. И это ощущение, если оно воссоздается вновь и вновь (а именно таково бытие любви, да и не только любви) порождает то, что "вторым рождением" зовется.
7. В любви часто человек талантлив и даже гениален. В любящем появляется - пусть временами и спонтанно - качество гениев - сводить воедино бесконечное и конечное, единичное и множественное, в части видеть целое, в целом - часть, в осязаемом - неосязаемое. Иными словами, появляется качество, которое определил великолепно В.Блейк: " Увидеть целый мир в песчинке И небо в полевом цветке, Удержать бесконечность в своих руках И в миге - вечность."
8. Повседневная суета разрывает человека на функции, роли. Она лишает его того, что собственно и приносит ощущение счастья,гармонии - лишает чувства своей целостности, чувства первозданной цельности. И только любовь может оцельнить человека. Вочеловечить его. Любовь и творчество. "Только влюбленный имеет право на звание человека " (А. Блок).
9.
Человек современный - в большинстве своем - отказался от любви. И тем самым потерял все, что с ней неразрывно связано. Прежде всего - способность к творчеству. Чтобы быть способным к креативному деянию, человек должен обрести " отношение раскрытости навстречу парадоксальной инаковости мерила другого" (Г.Батищев). Школой обретения такого отношения является прежде всего - Любовь.
10.
Отрекаясь от любви, человек теряет способность и к истинному - глубинному -общению . Трагедия некоммуникабельности стала "общим огненным местом" двадцатого века и по этой причине -отсутствию любви. В нас отсутствует культура общения, ведь глубинное общение, по определению Батищева, - это прежде всего "встреча во всей правде бытия между мировоззренческим опытом моим и других."
11. Мы редко задумываемся над тем, что в любви всё поразительно, всё - странности... Всё удивительно в бессмертной истории Абеляра и Элоизы, но самое поразительное, ошеломляющее - начало одного из её писем к Абеляру: - Господину, а вернее - отцу, супругу, а вернее - брату, служанка, а вернее - дочь, супруга, а вернее сестра, Абеляру - Элоиза. Всё поразительно во взаимоотношениях Дидро и Софи Волан, которые начались, когда ему было сорок три, а ей - сорок, и продлились тринадцать лет, вплоть до его кончины. И в течение этих 13 лет было написано пятьсот пятьдесят два письма. Поразительны письма нашего современника Эдуарда Гольдернесса к Ирине Д., но последние особенно поражают: - Я Вас ни в чем не виню, я не умею винить. Должно быть, нужна какая-то определенная зрелость, чтобы испытывать необъятную, необъяснимую потребность в другом человеке. И Вы достигнете когда-нибудь этой зрелости. Верю...
|