Философия души

Четверг, 25.04.2024, 10:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Дайджест » Дайджест. Философия.

Круглый стол "Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию". Часть 2

Окончание. Начало в № 12 2006
Добросердечие и сострадание как общечеловеческие ценности, ведущие к возникновению и укреплению взаимопонимания и согласия между людьми
— ...Во всем мире сейчас идет очень быстрый научный, материальный прогресс — мы все являемся свидетелями этому. Но очень важно, чтобы наш внутренний, духовный мир также развивался. Духовное развитие важно для всех нас, потому что материальное не может принести нам желаемого счастья. Случается, что люди достигают многих материальных благ, приобретают удобную одежду, комфортное жилище, едят хорошую пищу, но это не приносит полного счастья в их сознание, в их сердца, ум их заполнен заботами, сомнениями, страданиями.
В нашем мире часто возникают конфликты между различными нациями, различными религиями. Они возникают вследствие недопонимания между их представителями. Я думаю, что одним из способов решения этих проблем являются подобные собрания, когда представители разных национальностей, конфессий могут находить взаимопонимание друг с другом, согласие, общие основы, духовные ценности. Это станет тем путем, который приведет нас к взаимопониманию.
В мире очень много религий, но, я думаю, цель у них одна — принесение счастья всему человечеству. Все религиозные учения основываются на взаимопонимании и братско-сестринских отношениях между людьми. Если у нас появляются какие-то проблемы, я думаю, надо пытаться решать их вместе, чтобы представители одной религиозной конфессии помогали представителям другой. Мы все люди, мы все одна большая семья, и неважно, к какой конфессии мы принадлежим. Мы должны постараться найти общий язык.
Если в наших сердцах есть желание принести пользу окружающим нас, то мы сможем добиться взаимопонимания. Самым главным в этом желании принести пользу другим являются любовь и сострадание. Хорошо было бы, если бы верующие люди могли действовать в соответствии с принципами любви и сострадания и в соответствии с теми принципами, которые проповедовали их религиозные учителя, основоположники их религии. Те, кто веруют, должны развивать в себе любовь и сострадание. Так же как и те, кто не принадлежат к религиозной конфессии, — всем нам необходимо развивать любовь и сострадание друг к другу.
Любовь и сострадание очень важны. Если вдуматься: смогли бы мы выжить без любви и сострадания? Я думаю, нет. Когда мы были маленькими, мы полагались на любовь и сострадание наших родителей. Когда мы стареем, мы также полагаемся на доброту и сострадание тех, кто нас окружает, наших детей и родственников. Некоторые могут подумать, что взрослому человеку не нужны любовь и сострадание других, но на самом деле все мы, будучи человеческими существами, нуждаемся в них. Существует много разных видов любви и сострадания. Бывает любовь и сострадание к близким — родственникам, детям, родителям. Но если мы будем проявлять только этот вид сострадания и любви, все человечество не станет счастливым. Поэтому нам надо объять любовью и состраданием всех, кто нас окружает. Если взять пример какого-нибудь маленького городка — необходимо, чтобы все в нем были объяты любовью и состраданием.
...Многие думают: «Хорошо было бы, если бы в наших сердцах жили любовь, сострадание, доброта, но их трудно развить, трудно культивировать». Это не так. Многие думают, что все эти разговоры о любви и сострадании бессмысленны. Это не так. Если мы вновь и вновь прилагаем свои усилия к тому, чтобы развивать в наших сердцах любовь, доброту, сострадание к другим, то у нас появляется привычка: мы привыкаем реагировать на все, что происходит, с любовью, состраданием, добротой.
...Я верю, что если мы будем стараться развивать и углублять наше понимание любви, сострадания и доброты, то сможем развить эти состояния в наших сердцах. Любовь и сострадание необходимо культивировать, потому что они являются основой желания принести пользу тем, кто нас окружает. С этой точки зрения очень важно, чтобы мы все постарались найти взаимопонимание, согласие, чтобы улучшить наше общество.
...Я хочу обратиться к молодым людям, которые учатся в университетах. Вместе с теми огромными знаниями, которые вы получаете, очень важно развивать в себе и внутренние качества, о которых мы говорим. Необходимо, чтобы помимо знаний в ваших сердцах присутствовали любовь, сострадание и доброта. Также необходимо, чтобы вы старались просто быть хорошими людьми. Если люди, обладающие знаниями, не являются хорошими людьми, если они не развивают хорошие помыслы, они могут принести очень много вреда обществу, миру. Если же люди, обладающие знаниями, развивают в себе любовь и сострадание, хорошие помыслы, то они смогут принести очень много пользы.
Очень важно, чтобы любовь и доброта обсуждались также и в семьях, чтобы родители прививали детям это знание, это понимание. Еще очень важно, чтобы учителя (особенно младших классов) постарались привить это понимание маленьким детям. Ведь дети — наше будущее общество. Большое спасибо!
Вопрос из зала:
— Достопочтенный Ринпоче, скажите, является ли буддизм религией, или это великое этическое учение? И не является ли религия понятием только западной культуры?
— Среди нас, тибетцев, большинство придерживается мнения, что буддизм является религиозной традицией. Насколько я знаю, на Западе есть исследователи, которые придерживаются мнения, что буддизм не религия, а, скорее, философское учение.
В принципе, я думаю, что это неважно. Важно, приносит ли буддизм пользу. Полезно ли как людям, обществу, так и всему миру то, что он проповедует, то, о чем говорил Будда, то, о чем говорится в буддийских текстах, сутрах и комментариях к этим текстам. Это важно.
Слово «религия» для меня иностранное, и я не до конца понимаю его смысл. Учение, которое мы исповедуем, по-тибетски называется «че», это перевод санскритского слова «дхарма». «Дхарма» означает «то, что держит; то, что обладает своей собственной характеристикой; то, что удерживает свою собственную характеристику» (вообще у слова «дхарма» 10 значений). То есть Дхарма, или учение Будды, — это то, что удерживает нас от плохого и ведет к хорошему.
Вопрос. А. В. Грошева:
— Спасибо Вам огромное! Вы говорите о любви и сострадании, а мы видим в мире огромное количество обратного. Как Вы как человек, видя это несовершенство, вмещаете его в свое сердце, как Вы поступаете? Спасибо.
— ...Все люди и вообще все живые существа желают счастья и, конечно же, не желают несчастья. Когда нам кто-то приносит пользу, когда по отношению к нам кто-то поступает хорошо, проявляет любовь и сострадание к нам, мы радуемся. И точно так же, когда мы приносим пользу, проявляем к другим любовь и сострадание, другие люди, живые существа счастливы. И поэтому я думаю, что если мы все будем поступать с любовью и состраданием по отношению друг к другу, то даже враги могут стать друзьями. Если мы развиваем любовь и сострадание, то вместе с ними к нам приходит и терпимость ко всем живым существам. И это помогает нам, в свою очередь, развивать любовь и сострадание.
Святость человеческой жизни и уважение к различиям как фундаментальные ценности иудаизма
— ...Это далеко не первая межрелигиозная встреча, в которой я участвую. На таких встречах, как правило, очень легко достигается согласие по ключевым вопросам. Действительно, вечные ценности, о которых мы здесь говорим, представлены в той или иной форме в разных религиозных системах. Очевидно также, что в этом зале нет людей — а в Москве и в мире они есть, — для которых уже то, что другой человек выглядит иначе, имеет другой цвет кожи, принадлежит к другой национальности или религии, является сигналом к атаке. И ситуация парадоксальным образом напоминает то, как лет 20 назад читались лекции, очень хорошие, о вреде алкоголизма — но, насколько мне известно, ни один алкоголик их не посещал.
Здесь мы легко приходим к согласию, и это замечательно. Но, наверное, в наше время задача заключается в том, чтобы вечные ценности сделать еще и универсальными, то есть такими, которые являются, цитируя Канта, «категорическим императивом» — чем-то таким, с чем человек вырастает. Потому что в тот момент, когда лицо кавказской, еврейской национальности, мусульманской веры и т. д. становится объектом нападения (а я это говорю из личного опыта), очень поздно и неуместно говорить о вечных ценностях. Наверное, нужно и важно найти какую-то форму воспитания детей, которых мы все любим, чтобы они вырастали с пониманием того, что другой человек не совсем такой, как ты, и это замечательно, это двигает вперед и делает наш мир прекрасным, что это проявление воли Всевышнего.
Иудаизм — религия национальная, религия еврейского народа, большая часть истории которого прошла в диаспоре, то есть среди других народов. Поэтому построение нормальных отношений — межнациональных, межрелигиозных — с нашей точки зрения в прямом смысле слова жизненно важное дело. История человечества дает нам много позитивных примеров, когда это удавалось, — тогда в стране царили гармония и мир, было экономическое, научное и культурное процветание. К сожалению, есть обратные примеры, самые жестокие.
Здесь уже упоминалась фраза из Торы (и соответственно, она принадлежит, как минимум, трем религиям: иудаизму, христианству и исламу), что человек сотворен по образу и подобию Бога. Когда мы говорим «по образу и подобию», то понимаем, что речь идет не о физическом подобии. Значит, нужно искать какие-то другие критерии, по которым человек при всех его недостатках, сложностях и проблемах подобен всемогущему Богу. Таких критериев можно найти много, но основных — два: интеллект и свобода воли. Свобода воли понимается как возможность выбирать между добром и злом. Из всех живых существ только человек наделен этим качеством. По поводу интеллекта ученые еще могут поспорить (достаточно вспомнить дельфинов), а вот свободной волей обладает только человек, он уникален в этом смысле. Действительно: по образу и подобию.
И эти два качества ответственны за прогресс человечества, за те уникальные достижения науки и культуры, человеческой мысли, которыми мы все пользуемся, но они же ответственны и за все величайшие трагедии истории, когда выбор делался не в пользу добра.
Чтобы делать выбор в пользу добра, надо, действительно, прийти к согласию по поводу вечных и универсальных ценностей. С точки зрения иудаизма такой ценностью является человеческая жизнь. Многие знают, что иудаизм предполагает систему заповедей — запретов и предписаний. Так вот, сказано, что ради спасения человеческой жизни все, кроме трех заповедей, можно нарушить. Эти три — запрет пролития невинной крови, запрет прелюбодеяния (кровосмешения и некоторых связей), запрет идолопоклонства. Все остальное, если есть возможность спасти человеческую жизнь, отходит на второй план. При этом человеческая жизнь ценна сама по себе, вне зависимости от пола, возраста, социального положения и т. д. Талмуд говорит: «Спасающий одну душу спасает целый мир. Убивающий одну душу разрушает целый мир». То есть признается, что каждый человек — это целый мир.
В другом месте, в трактате о человеке нравственном, употребляется такая категория, как «любящий людей». В иврите, на котором этот трактат написан, есть много терминов для обозначения человека. Из всего многообразия выбран термин, который буквально означает «любящий творения». То есть достаточным основанием любить другого человека является то, что он есть творение Бога. Никаких других оснований не требуется. Человек этический, нравственный еще и «любящий творения» во всем их разнообразии. Разнообразие — это проявление воли Всевышнего. Позвольте напомнить истину, которая, на мой взгляд, настолько универсальна, что о ней часто забывают (потому что к универсальным истинам привыкаешь и не замечаешь их): если бы всемогущий Бог хотел, чтобы все люди служили ему одинаково, то таковыми бы нас и создал. То, что существует большое число путей служения Всевышнему, — это проявление Его воли. И соответственно, наша задача — учиться эту волю Всевышнего уважать.
Из зала был задан вопрос о создании некой универсальной религии. Выскажу, с вашего позволения, свое мнение. Это не в человеческих возможностях. Все попытки создать универсальную мировую религию на том или ином этапе превратились в насаждение ее далеко не самыми безобидными средствами.
То, что мы все разные, хорошо, это проявление воли Всевышнего. Вопрос в том, насколько мы готовы признать за другим человеком, следующим иным путем, отличным от нашего собственного, право на совершенство, на праведность, на близость к Богу.
Иудаизм, как я говорил, религия национальная. И если после нашей встречи кто-то (чья мама не еврейка) подойдет ко мне и скажет, что хочет обратиться в иудаизм, то я по закону обязан буду отговаривать его от этого опрометчивого шага, независимо от моей личной симпатии или антипатии. Потому что, дав нам разнообразие путей, Всевышний дал и разные способы следования этими путями. Существуют семь универсальных заповедей, следуя которым человек, не принадлежащий к иудаизму, может достичь праведности. Это семь законов сыновей Ноевых. В нашей истории (также в христианской и исламской) все люди — потомки Ноя. Эти семь законов состоят из шести запретов и одного предписания. Запреты богохульства, идолопоклонства, убийства, воровства, прелюбодеяния и жестокого обращения с животными. Предписание одно — установить систему справедливого суда. Человек, следующий этим семи заповедям, вне зависимости от того, к какой религии принадлежит и каким путем следует (по рождению, воспитанию и т. д.), является праведным.
Все сказанное не означает, что человеческую жизнь нельзя отнять ни при каких обстоятельствах. Иудаизм не знает непротивления злу насилием. Иудаизм знает право на самооборону и признает его. В те времена, когда существовал Синедрион, он имел право выносить смертный приговор. Но при этом Синедрион, выносивший один смертный приговор в семь лет (а по другим сведениям, в 70 лет), считался кровавым. То есть делалось все, чтобы свести это право к минимуму.
Подчеркну основную идею: мы все должны научиться ценить то разнообразие, которое мы все представляем по воле Всевышнего. Речь не идет пока о любви, речь идет об уважении, терпимости, признании того, что мы все разные. Это так же естественно, как например, естественны различия между мужчиной и женщиной. Так же по воле Создателя люди обладают разным музыкальным слухом, разными способностями к искусствам и наукам. Мне не приходилось слышать, что кто-то стал объектом нападения, потому что фальшиво пел. Точно так же как в этом случае, мы вполне способны признать, что все люди разные.
Давайте не только на уровне высокоинтеллектуальных встреч, но и на уровне обыденного общения (в том числе и с людьми, которые не знают, где находится Российская государственная библиотека) попытаемся (я, правда, не знаю как, у нас круглый стол, и никто не ожидает ответов на все вопросы) донести эту идею так, чтобы она стала универсальной. Тогда уважение к святости человеческой жизни, уважение различий, признание того, что каждому человеку дана возможность достичь совершенства, познать Бога, достичь праведности, — сделают наш мир местом, в котором будет приятно жить. И тогда, наверное, очень быстро наступят времена, о которых пророк Исайя сказал: «Будет полна земля знанием Бога, как море полно водой». Спасибо.
Вопрос из зала:
— Есть ли какое-то мистическое течение в иудаизме, путь не просто к праведности, а к святости? В чем святость и мистика иудаизма?
— В иудаизме эти два понятия, как ни странно, разделены. Есть понятие святости. В Торе есть следующая формулировка: «Будете у меня царством священников и народом святым». Наивно считать, что все евреи святы. Речь идет о том, что святости может достичь любой человек, соблюдающий все заповеди Торы. (Для не еврея достаточно соблюдать, как я уже говорил, семь заповедей сыновей Ноя.) Святость не так легко, но достижима.
Что касается мистики — она сейчас очень популярна, сейчас широко рекламируются каббалистические курсы, книги — да, мистическая часть иудаизма существует, всегда существовала, передавалась из поколения в поколение. Она была делом узкой группы людей соответствующих знаний и моральных качеств. То есть право на получение этих знаний надо было заслужить. То, что происходит сейчас, когда есть спрос на мистику, когда пишутся и на каждом углу продаются каббалистические книги, кто угодно объявляет себя последователями Каббалы и говорит, что для этого даже не надо знать еврейский алфавит (хотя в ней многое построено на толковании формы букв), — к этому мистицизму иудаизм имеет мало отношения.
Мистическая часть в иудаизме существует, просветленность существует, но это все не является абсолютно обязательным. Если человек двигается в этом направлении, он может достичь этого, а может и не достичь. Мистицизм не отменяет такой простой вещи, что нужно уважать близких, вовремя платить зарплату нанятому работнику (это тоже заповедь), не будить спящих, если нет прямого указания (нельзя украсть у человека его сон), и т. д. Эти простые вещи, которые могут казаться мелкими, — путь к святости. А мистицизмѕ Знаете, слава Богу, что так называемая практическая Каббала выстроена настолько надежно, что человек, который может использовать ее во зло, просто не будет в состоянии ее постичь. Книги, которые сейчас продаются в киосках, можно читать для развлечения, между ними и настоящим учением иудаизма пропасть больше, чем между трудами Академии наук, например, и «Занимательной физикой» Перельмана.
Вопрос Елены Сикирич:
— Огромнейшее спасибо! Знаете, даже жалко, что, если бы вдруг мое сердце захотело прийти в иудаизм, Вы вынуждены были бы меня отговаривать!.. Самая действующая мистика, которую я знаю, — это пример человека, когда хочется идти не только за теорией, а за человеком, живущим этим. Спасибо Вам за такой пример! Мой вопрос: что из тех учений, которыми Вы живете, перевернуло Вас, озарило, дало смысл жизни? Пожалуйста, маленький пример для нас, тех, кто идут другими путями.
— Это очень трудный вопрос. Я вырос в еврейской семье, но в советские времена, когда традиции соблюдались слабо. К религии я пришел в достаточно зрелом возрасте. Чтобы ни у кого не было подозрений: я не каббалист, не мистик и даже не святой. Я человек, который старается соблюдать заповеди, иногда удачно, иногда менее удачно. И это нормально. Что-то одно конкретное, тем более кратко, я не могу рассказать. Но если говорить в целом, для меня очень важно (это для меня стало важно еще тогда, когда у меня не было детей, когда я не был женат), чтобы та многовековая традиция, носителем которой я как еврей являюсь, не исчезла, чтобы она была передана дальше. И я думаю, что у каждого народа, у каждого человека есть такие традиции, более-менее древние. Если мы захотим передать лучшее из того, что осталось нам от предков, нашим детям и дальше, то, наверное, мир станет лучше. Спасибо.
Всеобъемлющая милость Всевышнего в понимании мусульман
— Добрый вечер! Мир вам, милость Всевышнего и его благословениеѕ Я тоже по своему опыту, к сожалению, знаю, что, когда проявляется нетерпимость, непонимание, поздно уже говорить о вечных ценностях. Это, скорее всего, надо закладывать с детства, со школы, может быть, даже с детского сада. И необходимо рассматривать сами основы тех противоречий, которые возникают в нашем обществе.
...На протяжении всех веков, с самого начала основой человеческого бытия являлась религия. Религия есть процесс развития человека, его духовной жизни. Религиозный дух — самая влиятельная сила в жизни любого человека, будь он верующим или неверующим. В любом случае человек верит — или в то, что Бог есть, или в то, что Бога нет.
Религия, исповедуемая человеком, есть отражение его сущности, его мыслей, желаний, стремлений. Даже политика целого государства является, в сущности, отражением верований людей. Религия, которую исповедуют народы, то, как они воспринимают священные писания, становится отражением исторической эпохи. Исторические эпохи служат мерилом достоинства народа и его положения в мире.
Любая религия совершенно точно показывает уровень мышления человека, который ее исповедует, цели его жизни и деятельности ясно проявляются в возносимых им молитвах, а приносимые им жертвы раскрывают суть его внутреннего духовного мира. Поэтому степень религиозности человека и уровень его цивилизованности соответствуют друг другу. То, что мы построили самолеты и ракеты, еще не означает, что мы добились верха цивилизованности. Цивилизованным может быть человек, живущий в деревне, в совсем простых условиях. Таким образом, если мы ведем разговор об основах цивилизованности, об основах культуры, о вечных ценностях, нам необходимо рассмотреть вопрос о развитии религий мира и религиозной философской мысли.
Если человек заявляет, что только его религия совершенна и превосходит все иные существующие и существовавшие на Земле, — ему, как минимум, необходимо познакомиться с другими учениями, существующими сейчас или древними, ведь выносить суждения о том, что нам неведомо, по меньшей мере, предосудительно. Постигая эти учения, человечество может извлечь, по крайней мере, три полезных урока. Первое: станет совершенно ясно, что все без исключения религии несут в себе свет небесного откровения. Второе: вера человека в истинность постулатов добра и справедливости, братства и толерантности перестанет быть бездоказательной. И третье: люди будут спасены от того бедствия, которое сейчас охватило весь мир, — от беспокойства, растерянности и неуверенности в завтрашнем дне.
Изучая историю возникновения, развития и распространения религий, недопустимо рассматривать их как нечто возникшее на почве невежества и неразумности. Наоборот, необходимо понимать, что и религия, и человек, и общество — естественные явления, которые непрерывно развиваются. Таким образом, изучая религии мира, необходимо использовать объективный, искренний и свободный от предвзятости научный язык.
Религия, как и общество, зародилась в самой простой форме. Религия Адама, первого человека, праотца всех людей на Земле, была поклонением Творцу. И своих сыновей, Каина и Авеля, Адам учил тому же. А потом религия непрерывно развивалась, прогрессируя и иногда, конечно же, регрессируя, как и человеческое общество. И если принять такой подход за основу, то, несомненно, появится уважение ко всем религиям и, соответственно, уважение к их представителям. Недопустимо обвинять какой-либо народ в том, что он поклоняется Богу так, а не иначе, обвинять в безбожии и делать вывод, что он следует ложным путем. Если рассмотреть все религии на земле как звенья эволюции одной религии — религии поклонения Творцу, тогда сама собой отпадет необходимость обвинения другой религиозной концепции в безбожии и культивирования ненависти к людям, исповедующим ее. Пока, к сожалению, основой ненависти как раз является различие между людьми, которое они культивируют в своем сознании. Необходимо всем участникам диалога отказаться от провозглашения одной религии или даже ее части истинной, а всех остальных, в том числе и близких ей, ложными.
Безусловно, сейчас большинство людей на земле отвергнет данные постулаты, продолжит следовать своим религиозным учениям, обвиняя всех остальных в безбожии, в заблуждении, не впуская никого, кроме приверженцев своего учения, в спасительный круг Божьей милости, разжигая тем самым в людях ненависть, вражду, толкая человечество в пропасть войн и насилия. Но вера во всеобщее спасение является единственной возможностью мирного существования людей на нашей планете. Только если каждый из нас признает, что у другого человека есть, как и у него, надежда на милость Всевышнего, на спасение, на рай, в конце концов, — появится основа для мирного существования.
Тем не менее ученые разных религиозных направлений не устают комментировать уже существующие толкования писаний, ищут доказательства правоты именно своей религиозной школы, забывая порой о самой сущности священного писания, о его посыле и о том, что, каким бы ни был тот или иной авторитетный богослов, святой, он всего лишь человек, осмысливший священное писание согласно своей эпохе и уровню отношений, которые существовали в обществе на том цивилизационном витке. Необходимо помнить: какова культура народа, такова и его религия, а вернее, его понимание своей религии.
Религия, как я уже сказал, одна. Поэтому неверно говорить о низком культурном уровне тех народов, чья культура и религия была примитивной с нашей точки зрения, равно как и относиться к выводам ученых прошлых столетий как к истине в последней инстанции. Необходимо рассматривать все в приложении к современной действительности. Религиозность, или нравственность, — врожденное качество человека, об этом говорится во всех священных писаниях. Заявляя это, Всевышний охватил своей милостью всех людей без исключения, дал им надежду на спасение вне зависимости от того, как проявилась его врожденная религиозность и какой путь Всевышний определил правильным для него лично или для его народа, его страны.
Таким образом, если мы будем рассматривать милость Всевышнего как всеобъемлющую, всеохватывающую, а религии как звенья одной цепи в духовном развитии человечества и перестанем обвинять друг друга в безбожии, в безнравственности, — может быть, у нас появится шанс жить в мире. Спасибо.
Вопрос Е. Сикирич
— Огромное спасибо!.. Низкий Вам поклон и особая благодарность. Меня очень растрогали Ваши слова «мир и благословение Всевышнего со всеми вами». И хотя я иду ко Всевышнему другим путем, мне было очень тепло, очень надежно после этих слов. И ислам увиделся по-другому. Поделитесь с нами, пожалуйста, мир и благословение Всевышнего в Вашей жизни, в Вашей душе — как это было?
— «Мир вам, милость и благословение Всевышнего» на арабском языке звучит как «Салам алейкум». Слово «мир» на арабском — «салам», на еврейском — «шалом» (эти языки родственные). Арабское слово «мир» очень многогранное, у него очень много значений. Одно из них — «здравомыслие, здравость рассудка и внутреннее подчинение постулатам Всевышнего, проистекающее из этого здравомыслия». Поэтому в моей личной жизни мир, милость и благословение Всевышнего — это в первую очередь возможность со здравомыслием относиться к жизни на земле, со внутренним подчинением постулатам Всевышнего идти по этой жизни. И, конечно же, основным постулатом в жизни мусульманина является тот, который висел у нас всех в школе над доской за подписью Ленина: «Учиться, учиться и учиться».
Вечные ценности в философском поиске как путь к воплощению идеала братства
— Продолжая слова моего коллеги и брата (с точки зрения религии) «Учиться, учиться, учиться», — Господи, как хорошо учиться не по книгам, а у тех, кто рядом! Я сегодня училась, училась, училась!
И простите, пожалуйста, за мои трудные вопросы! Наверное, это вопросы того же ребенка, которого я цитировала вначале и который все время спрашивает, и спрашивает по существу — ребенка-то не обманешь, ребенку никакие теории на блюдечке не подашь, он требует подлинности, от сердца к сердцу. Скажите, братья родные на сцене и братья родные за сценой, а мы с вами чем не дети? ...Очень хочется в завершение сказать о братстве — в качестве благодарности всех детей (в душе) этого мира, всех чистых, всех стремящихся, всех ищущих Бога, друг друга, смысл, красоту этой жизни, преодолевающих десять тысяч разных препятствий для того, чтобы не себе, а другим дать луч света в темноте.
Чем мы с вами не дети? Мне кажется, что у наших детских душ — неважно, сколько нам лет! — есть одна потребность, которая, на мой взгляд, лежит в основе всех вечных ценностей и о которой я скажу пару слов, потому что слишком уж это понятие стало теоретическим. Это потребность в любви. Да какая нам разница, как зовут Единого Всевышнего, к которому ведут все пути, если мы его любим, то есть испытываем потребность дойти к нему?! Какая мне разница, друзья мои, во что верите вы, если я хотя могу вас не понимать, зато могу вас любить, то есть могу тянуться к вам, к достоинствам ваших душ, к тому, что трогает мое сердце?! Я задаю вопрос любви: «Какая мне разница, что ты думаешь, если я могу учиться у твоей души, богатства которой раскрыла моя любовь к тебе и твоя ко мне?»
Очень хочется братства людей, которых объединяли бы не лозунги, не перепалки и не материальные ценности, а которые внутренне объединялись бы поиском, потребностью научиться любить в самом высоком значении этого слова. Поэтому я вижу братство в духе, которое видел еще один брат (сколько у нас братьев!), Сент-Экзюпери, когда говорил: «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит смотреть в одном направлении». Очень хочется, чтобы одно направление, которое мы находим, взаимопонимание, которое находим, было основано на маленьком откровении — умении любить, то есть на потребности души. Я считаю, что любовь — это потребность души. Любовь к Богу — это потребность души дойти к нему. Любовь к человеку — это потребность души дойти к этому человеку. Любовь к познаниям, к смыслу, к людям, к ценностям, к чести и достоинству не теория, она останется теорией до тех пор, пока в людях не возникнет потребность любить — любить Бога, человека, или муравья, или ребенка так же, как любишь самого себя, и так же, как полюбил бы самую великую Любовь своей жизни.

Я заканчиваю свой доклад словами любви и благодарности, которую испытывала всю эту встречу, когда мы смотрели не друг на друга, а в одном направлении.
Вечные ценности в моей жизни, если они найдены по любви, — это идеи, люди, состояния, внутренний опыт, о которых можно сказать: «Это навсегда, навеки, на всю жизнь! За это хочется сражаться, настолько это драгоценно, и красиво, и прожито мной. И что бы ни происходило, я постараюсь это не потерять, не исказить, не запятнать, потому что это дело, шаг, идея — часть моего сердца, моей любви навеки, не теоретической».
И счастлив тот, кто может сказать, что то, что он переживает, и тот, с кем он это переживает, и тот Бог, частицу которого он открывает, — это навсегда, и не просто запомнится в сердце, а откроет целый Путь. И надеюсь, что наши вечные ценности не теоретические, а будут отражаться в каждом нашем маленьком шаге и что когда-нибудь мы, идущие разными путями, встретимся в точке, где все эти пути, как говорили все наши участники, сходятся благодаря Воле, а я бы добавила — Любви к Всевышнему. Спасибо вам огромное!

Категория: Дайджест. Философия. | Добавил: indira (05.09.2007)
Просмотров: 1548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Поиск

Статистика