РАЗДЕЛ 2 « АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ
РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ», гл.3 «НОВОЕ ВРЕМЯ И РЕАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ», параграф3 «КОНГЕНИАЛЬНОСТЬ МЫСЛИ».
Общеизвестно, какой труд вложил М. Мамардашвили в актуализацию «феномена «второго рождения», синонимом которого считал ( и по праву) реальное философствование.
Первым условием реального философствования Мамардашвили считал принцип ангажированности (вовлеченности).
Мамардашвили писал в «Картезианских размышлениях: «увы, из наблюдающего и что-то прикидывающего, никогда ничего не возникало. Возникало иначе.» Короче, - «Встань и иди».
Следующим важным принципом бытийного философствования является недеяние. Его очень трудно культивировать. Вероятно, даже таким величинам, как Мамардашвили. В «Лекциях о Прусте» М. К. Мамардашвили постоянно упоминает о недеянии как структуре, которая и порождает рождение живой мысли, и наше «второе рождение» в пространстве этой мысли.
Путь к реальности как таковой лежит через текст ( не обязательно написанный).Именно текст порождает истину. А что значит породить истину? – придать смысл разрозненным частям информации.
Только через текст мы – живые.
Только через текст мы обретаем истину.
В нас отсутствует культура бытия, культура осознания. Мы большую часть жизни пребываем в тумане майи. Ибо сила бытия требует героизма со стороны человека, пытающего попасть в бытие.
Текст противостоит нашим минутным требованиям, минутным ожиданиям вторгаться в БЫТИЙНУЮ НЕПРЕРЫВНОСТЬ и дробить её. Именно в этом противостоянии происходит расширение души.
Работа осознания, - по мнению Мамардашвили,- начинается с 2 великих вещей сомнения и отрыва( об этом уже шел разговор в первом разделе, гл 3).
Не срезая психологическое и социальное «я», невозможно пробиться к реальному философствованию. Мамардашвили понимал всю серьёзность этого и трудность . И просил – срезайте хотя бы мысленно.
Помощником в этом трудном деле является то, что Сократ из Грузии называл «быть шпионом неизвестной родины». «Второе рождение» может быть инициировано только из точки абсолютного отстранения, которая достигается через «шпионство» и «масочность».
Мамардашвили проделал изумительный ( по яркости и силе) бытийно-личностный эксперимент, который ждет ещё своих исследователей.
|