РАЗДЕЛ ВТОРОЙ, ГЛ. 3, параграф 2.
БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ: ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ШВЕЙЦЕРА.
Швейцер, также как Сократ, Иисус Христос, Ганди…явили миру новые образцы жизни.
Концепция А. Швейцера (которую он причислял к элементарному мышлению – мышлению глубинному – по ходу жизни, а не вне её) безусловно не состоялась бы, если бы не основательное изучение Швейцером стоической философии и учения Лао-Цзы.
Особенное внимание вызывала стоическая философия. В работах Швейцера даже есть основательный подбор цитат из стоиков («Благоговение перед жизнью» М., 1992, С. 122-124).
Элементарное мышление исходит из фундаментальных вопросов отношения человека к миру, смысла жизни и сущности добра. Оно непосредственным образом связано с движением мысли каждого человека. Оно восходит к ней, расширяет и углубляет её (Там же. С. 25).
Современный человек – явление патологическое. Место мировоззрения у него занимают инстинкты и импульсы действия.
В поисках оптимистическо-этического мировоззрения Швейцер вышел к принципу – благоговения перед жизнью.
Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почувствовать великую ответственность за всё, и особенно за наши взаимоотношения с людьми. Этика благоговения требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Занятому человеку она не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал всё, что должен был сделать. Она требует от всех, чтобы они частичку своей жизни отдали другим людям (Там же, С. 226).
Идеал культурного человека есть не что иное как идел человека, который в любых условиях сохраняет свою человечность.
Этика благоговения перед жизнью призывает охранять свою сосредоточенность и внутреннюю жизнь. Человек должен глубоко продумать свою жизнь и постоянно осознавать свою ответственность.
Анализируя современного человека, Швейцер писал, что этому человеку стало чуждым элементарное размышление о самом себе.
Всё – вышеизложенное – говорит нам о том, что определяющим в философии Пути Швейцера является элементарное мышление по типу стоического, даосского и концепции «благоговения перед жизнью» самого Швейцера.
|