РАЗ. 2. ГЛАВА 3. НОВОЕ ВРЕМЯ и РЕАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ. ПАРАГРАФ 3 - Декарт и проблема «второго рождения».
Во Франции в 80-х прошлого века ходила присказка: У нас знают Мамардашвили все: от Вернана до Миттерана. Действительно русско-грузинскому философу Мерабу Мамардашвили удалось то, что удается немногим. Увидеть то, что до него в упор не видели многие, что самый главный текст Рене Декарта написан не чернилами, а – жизнью. В его биографии Мамардашвили увидел то, что сам Декарт считал самым главным – как из ветхой куколки бог весть какого существа появляется духовный человек.
Интуитивно, в относительно раннем возрасте, он интуитивно понял, что главнейший враг Пути – органические связи…И – разорвал их, уехав из Турени в Голландию. Там по мере жизни и чтения приходил и к другим открытиям, что необходимы для трансформации личности. К «друзьям Пути» Декарт причислил «великодушие» («великая душа вмещает соседство – не убудет меня – с глупым, невежественным, преступным, да и не там предмет её борьбы.»), покой и волю, защитный барьер жизненных привычек, «выступать всегда в маске». «бкз гнева и упрека перейти в другое измерение»( принцип недеяния).
Среди «врагов Пути « значатся: нерешительность, книжность, меланхолия, страх.
Создается впечатление, что для Мамардашвили встреча с Декартом и Прустом сливается в нечто единое – ОДНУ ВСТРЕЧУ. « Так и Декарт: вот мир, справлюсь ли? Опять возвращаюсь – проскакивая всё то, что было надумано о времени и человеке в 17 – 19 веках после Декарта, - к своему любимому Прусту и вспоминаю, что и он стоял «один на один», ибо видел задачу в том, чтобы собой, открываемом и на свет Божий вытаскиваемым заново, как впервые, связать нить минут, часов, дней, десятилетий и стран» И думать, и испытывать такие мысли и состояния, которые уже экзистенциально, с опасностью для себя, задействованы в этом поединке, в вопросе чести – в попытке рождения человека из ветхой куколки бог весть какого существа.
|