РАЗДЕЛ 2, гл.2 ОБРАЗЧИКИ «ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ» (РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ) В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ и В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ПАРАГРАФ 1 АБЕЛЯР и ЭЛОИЗА
«История моих бедствий» Пьера Абеляра даёт возможность проследить квантованность «второго рождения» (впервые – по отношению к «Гамлету» - это выявил Выготский, отметив в «Психологии искусства» те моменты, где происходит «выпрямление» главного героя в вертикаль…По отношению к Р.Раскольникову – это сделал Г. Померанц).
И первый «квант» - это, конечно, изгнание каноником Фульбером П. Абеляра. Именно разлука позволила Абеляру осознать, что «уже одна встреча с Женщиной, сделала его другим человеком» (как пишет Режин Перну в «Элоизе и Абеляре» . М., 2005). Он был обескуражен, сбит с толку страстью, о которой он вначале думал, что сможет её контролировать и «вести» как логическое рассуждение.
Второй «квант» связан с реакцией Элоизы на брачное предложение. Элоиза отказывается от того, что ей предлагают, ибо в страсти она обрела личностность, а значит – свободу на поступок. Она говорит ему фразы, которые ошеломляют его своей продуманностью: «Подумайте о том, в каком положении вы окажитесь, вступив в законный брак. Какая связь может быть между трудом в школе и домашним хозяйством?» Элоиза – по существу – формулирует закон: перед человеком всегда стоит необходимость выбора между богатством и радостями, доставляемыми работой ума.Элоиза в данном моменте их долгих отношений превосходила Абеляра в сфере человеческой, земной любви.
Третий «квант» - это осознание и признание своей греховности. Общеизвестно, что этому кванту предшествовало изувечивание философа людьми Фульбера.
Четвертый квант связан с письмом Элоизы, где она предъявляет «свои права» на Абеляра. Абеляр, столь часто в сложных , демонстрирующий свою слабость, на сей раз вел себя достойно в положении, которого он не предвидел. Его письмо явно доказывает,что, если Элоиза превзошла его на пути любви человеческой, то в данный момент он намного обогнал её на Пути любви божественной.. Со страниц письма нам предъявлено такое смирение, которое доказывает решимость посвятить себя служению Богу.
Упреки Элоизы его не смутили, он понял, что они продиктованы огромностью земных чувств, которые рано или плздно обратятся к Тому, Другому.
И впредь в переписке, длившейся столько лет, Абеляр выступает как замечательный духовный наставник.
|