РАЗДЕЛ 2 «АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.»
Гл.1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПАРАГРАФ 1 «Размышление М.Аврелия как реальная философия.»
Записные книжки М. Аврелия (121 –180) именно тот текст, который рождает бытийное «Я». Написанный без нажима, без интенции на читателя, они действительно заслуживают название «Наедине с собой» (именно такое заглавие дал «Размышлениям» переводчик С.Роговин).
Стоическая концепция Пути, изложенная в «Наедине с собой» ошеломляет глубиной при внешней простоте и даже примитивизме. Один из важнейших принципов концепции – принцип приятия (великодушия, - как сказал бы Декарт. Вот как поучал Марк Аврелий ( и в первую очередь себя): «Огурец горький – брось, колючки на дороге – уклонись, и всё. Не приговаривая: и зачем это только явилось такое на свет? Потому что посмеётся над тобой вникающий в природу человек, как посмеются плотник и скорняк, если осудите их за то, что у них в мастерской видны стружки и отрезки изделий.
Такое состояние души, разумеется, непросто дается, а только через принцип усилия: постоянную работу над собой, - чем и занят М. Аврелий в «Размышлениях». Здесь текст явно играет конструктивную форму, вернее её даёт.
Поражает удивительное количество упоминаний Марком Аврелием принципа недеяния: «не дергайся».»брось юлой вертеться», «не напрягайся»…(отрывки приводятся по книге – М.Аврелий «Размышления». Санкт-Петербург,1993). Отсутствие «дерганья»»напряжения» М.Аврелий увязывает со свободой (С.17).
Не меньшее внимание занимает внимание стоика принципы смирения и самодостаточности: «Какие уж привились обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех и люби, да искренно «(С.33)
Немало страниц посвящено факторам, препятствующим Пути: тщеславию, гневу, суетности, власти – и борьбе с ними: «Стирай представление упорно повторяя себе: сейчас в моей власти, чтобы в этой душе не было никакой низости или вожделения, или вообще какого-нибудь смятения» (С.45).
«Размышления» М.Аврелия Антонина, пожалуй, - единственный античный пример, о котором можно с определенностью сказать, что человек осознанно проходил Путь, отметая «врагов» и лелея « друзей» Пути. Недаром А. Швейцер упоминал стоиков как провозвестников реальной философии 20 века, называя эту философию элементарной (её можно назвать глубинной).
|