Философия души

Пятница, 26.04.2024, 03:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Моя докторская

РАЗДЕЛ 2, гл.1, параграф1

РАЗДЕЛ   2 «АНАЛИЗ  КЛАССИЧЕСКИХ  ОБРАЗЦОВ  РЕАЛЬНОГО  ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.»

                  Гл.1 АНТИЧНАЯ  ФИЛОСОФИЯ

                   ПАРАГРАФ 1  «Размышление М.Аврелия как реальная философия.»

 

  Записные книжки М. Аврелия (121 –180) именно тот текст, который рождает   бытийное «Я». Написанный без нажима, без интенции на читателя, они действительно заслуживают название «Наедине с собой» (именно такое заглавие дал «Размышлениям» переводчик С.Роговин).

   Стоическая концепция Пути, изложенная в «Наедине с собой» ошеломляет глубиной при внешней простоте и даже примитивизме. Один из важнейших принципов концепции – принцип приятия (великодушия, - как сказал бы Декарт. Вот как поучал Марк Аврелий ( и в первую очередь себя): «Огурец горький – брось, колючки на дороге – уклонись, и всё. Не приговаривая: и зачем это только явилось такое на свет? Потому что посмеётся над тобой вникающий в природу человек, как посмеются плотник и скорняк, если осудите их за то, что у них в мастерской видны стружки и отрезки изделий.

    Такое состояние души, разумеется, непросто дается, а только через принцип усилия: постоянную работу над собой, - чем и занят М. Аврелий в «Размышлениях». Здесь текст явно играет конструктивную форму, вернее её даёт.

    Поражает удивительное количество упоминаний Марком Аврелием принципа недеяния: «не дергайся».»брось юлой вертеться», «не напрягайся»…(отрывки приводятся по книге – М.Аврелий «Размышления». Санкт-Петербург,1993). Отсутствие «дерганья»»напряжения» М.Аврелий увязывает со свободой (С.17).

    Не меньшее внимание занимает внимание стоика принципы смирения и самодостаточности: «Какие уж привились обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех и люби, да искренно «(С.33)

    Немало страниц посвящено факторам, препятствующим Пути: тщеславию, гневу, суетности, власти – и борьбе с ними: «Стирай представление упорно повторяя себе: сейчас в моей власти, чтобы в этой душе не было никакой низости или вожделения, или вообще какого-нибудь смятения» (С.45).

    «Размышления» М.Аврелия Антонина, пожалуй, - единственный античный пример, о котором можно с определенностью сказать, что человек осознанно проходил Путь, отметая «врагов» и лелея « друзей» Пути. Недаром А. Швейцер упоминал стоиков как провозвестников реальной философии 20 века, называя эту философию элементарной (её можно назвать глубинной).

              

Категория: Моя докторская | Добавил: indira (10.10.2008)
Просмотров: 1120 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика