РАЗДЕЛ 1, гл.2, параграф 2-
ЧТО НАМ МЕШАЕТ ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ?
Среди прочего – и «враги» Пути (т.е. факторы , препятствующие «второму рождению»)
Говоря о структуре отобъяснения, М. Мамардашвили вспоминал показательный пример из собственной биографии. Комсорг группы «прорабатывал» его прямо на улице, да так «увлечённо», что не заметил нищего малыша. Почему? А потому, что в голове комсорга уже была с х е м а: на первой стадии коммунизма равенства нет, а значит бедных можно не замечать как «вопиющий факт».
Со структурой отождествления Философу также пришлось столкнуться в жизни. Его попросили прочесть беседы-лекции гаитянцам. И он с удивлением обнаружил, что со с х е м о й: есть бедные и богатые, а чтобы не было бедных, нужно уничтожить богатых, - эти милые студенты никогда не расстанутся, потому что мир сложен, человек ленив, и если найдена легкая схема объяснения, она тут же срастается с чувством уважения человека к самому себе. А с этим чувством расстаться очень трудно, если нет намерения пройти Путь. А на такой подвиг далеко не каждый решится.
Что касается структуры присутствия, то Мамардашвили так её иллюстрирует: присутствие, ну, к примеру, любимой женщины, о которой ты знаешь правду, но её несомненное очарование смягчает правду и оттесняет куда-то очень далеко. Присутствие есть один из механизмов эмоционального и духовного рабства, оно помогает не видеть правды.
К «врагам» Пути относятся также лень, страх и надежда. И о них повествует Мамардашвили, используя текст не только Пруста, но и «Божественную комедию» Данте.
|