РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ, ГЛАВА ПЕРВАЯ, ПАРАГРАФ 2 «ФЕНОМЕН ДЕАНТРОПОЛОГИЗАЦИИ ПОРУБЕЖНОЙ (20-21 вв.)ЭПОХИ»
О человеке деантропологизированном (живущим в эпоху чуть ли не тотального разрушения конструктивных форм) мы знаем немало, ибо сталкиваемся с ним повседневно. И в литературе (достаточно вспомнить героев Кафки, Музиля, Платонова, Айтматова), и в изобразительном искусстве (полотна О. Целкова, Е. Березикова и др.), и в жизни (если, конечно, задумываемся над тем, что мы из себя представляем).
Картина вырисовывается прямо-таки зловеще-фантастическая. Профессор Б. Искаков из Москвы определил этот тип человека как «хомо олигос», «хомо дебилус» - человек ослабленный, человек расслабленный, т.е.донельзя переутомленное, рассеянное существо, не способное на какое-либо усилие и не понимающее, что происходит в нем самом и вокруг него.
На важнейшие проблемы бытия этот человек способен ответить лишь…рефлекторно. Как мы обычно реагируем на укус комара или едущий наперерез автомобиль. Задумайтесь, читатели-коллеги (коллеги не только в профессиональном смысле, но и в человеческом:коллеги по совместному участию в процессе осмысления реальности, сложившейся вокруг нас и в нас самих!)
Задумайтесь: пространство бессмыслия, а в нем – реакции, словно на неосторожно прижатую мозоль, работа лишь смысловых клише,заготовленных впрок…Это последействие лишь имитация сознания, имитация Пути.
Первым в двадцатом столетии о деантропологизации заговорил Швейцер. Понятие «антропная катастрофа» ввел Мамардашвили. И тот, и другой думали, что необходимо сделать, чтобы избежать этот деантропологический кризис. А. Швейцер выдвинул концепцию «благоговения перед жизнью», к которой относил и стоицизм…И всё это назвал «элементарным мышлением»: мышлением по ходу жизни, а не вне её. Мамардашвили не уставал повторять (особенно в «Картезианских размышлениях», в «Кантианских вариациях», в «Психологической топологии пути», в «Эстетике мышления»), что главное лекарство от нашей болезни – правильное (грамотное) мышление, которое связывал с понятиями «Пути», «второго рождения».
|