РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ (СПЕЦИФИКА РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ), ГЛ. 1 .-РЕАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КОНСТРУКТИВНАЯ ФОРМА. ПАРАГРАФ 1 –РАЗНООБРАЗИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ФОРМ в мировой культуре.
Кажется почти закономерным – обращенность 20 века к проблеме конструктивных форм. Впервые – в ещё нечетком варианте – мы встречаемся с этой проблематикой, читая А. Швейцера.
У М. Мамардашвили мы видим уже концепцию конструктивных форм и термин «реальная философия»
Следуя ей, он вспоминает первую свою встречу с силой конструктивной формы , - это ритуальный плач, смысл которого подростку, которого привезли на похороны, был тогда непонятен. Лишь спустя годы Мамардашвили пишет в «Лекциях по античной философии»(М.,1997. С.15): одно было бесспорно – сильное массовое воздействие на чувствительность переводит человека, являющегося свидетелем или участником такого ритуала, в какое-то особое состояние…оказывается, что эта форма, это «машина», например, ритуальный плач, переводит нас в другой режим жизни – в режим бытия.»
В бытийное пространство человек попадает только благодаря наличию таких конструктивных форм. Они многочисленны: народные традиции, богослужение, театр, книга, семинар…должать до бесконечности. Возможно, это звучит немного парадоксально: ведь не каждая книга, а тем более не каждый семинар (конференция) переводит человека в бытийный режим существования. Действительно, не каждый. О том, как были деформированы эти формы, что ПОЧТИ перестали выполнять свои функции мы поговорим в параграфе №2 этой главы.
А сейчас хотелось бы ещё раз подчеркнуть понятие «реальная философия», которое было выдвинуто Мамардашвили, исходя из того, что кроме философии систем, существует ещё философия и как ТЕХНИКА САМОКОНСТРУИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ.
|