СУБЪЕКТИВНОЕ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ.
Уже говорилось, что эта идея была одна из излюбленных у выдающегося философа России – В.В. Налимова, собеседника Г.С.Померанца. Может быть, поэтому книга эссе Померанца, которую мы разбираем, наиболее интересно представляет эту идею «вживе», на конкретных примерах. Судите сами.
- Я сам прикоснулся к этим проблемам неожиданно, нечаянно, вне какого бы то ни было отношения к религии ( которую считал тогда совершенно сданной в архив). Первое отчетливое сознание внутреннего человека, связано у меня с чувством фальши. Мне было 20. Мама задала один вопрос, ответ на который я твердо выучил и знал не колеблясь. Пожав плечами, я сказал: «Конечно, ведь…» (следовала институтская формула) И вдруг, говоря это, я испытал острое чувство фальши.» (стр.141).
- Ко мне способность любить пришла вместе с началом войны и сознанием нависшей смерти (до этого было половое чувство, а способности любить не было). Для беззаветной любви, без всякой заботы о своем достоинстве, понадобился ещё лагерь (война не смирила гордыни…лагерь смирил). Я не был бы счастлив, если бы не мои несчастья.»(273).
- Сущность романтического и сущность поэтического, я думаю, одно и то же: это призыв к человеку вырваться из своей ветхой оболочки , и в муках родиться заново.» (стр.243).
- Вглядитесь получше в самого себя, и вы увидите, что пропасти между вами и Келлером нет. Может быть, в такой грубой, в такой режущей глаз форме вы не согрешите. Ну а потоньше? И даже если раньше ничего подобного вам не приходило в голову, то как вы откликнулись на чужой грех? Возмущением?, Сознанием неспособности на такую мерзость? Вроде бы хорошо, но тут же рядышком начинается гордость своей чистотой. Ещё шаг – и вы вместе с фарисеями» 9стр.295). « Чистая совесть – уловка дьявола» (А. Швейцер)
|