Философия души

Четверг, 25.04.2024, 04:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Моя докторская

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА, раздел 4,гл.2, параграф 5

СИМВОЛ  ВЕРЫ  ДОСТОЕВСКОГО.

 

На протяжении всей книги Г. Померанц возвращается к символу веры Достоевского. Вот он, начертанный на Евангелии, который подарила писателю Наталья Фонвизина:  «… я сложил себе символ веры, в котором для меня всё ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и  д е й с т в и т е л ь н е е  было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться со Христом, нежели с истиной.»

    Померанц отмечает, что этот личный выбор символа веры – оказался для Достоевского на каторге спасением. Вероятно, - продолжает Г.С., - в каторжные годы важнее было моральное значение этого христианского коана. Истина – моя неспособность любить ближнего. Христос – любовь, побеждающая, несмотря на эту мою неспособность, и охватывающая меня, хотя я только иногда, в короткие минуты могу отвечать ей.

   За символом веры Достоевского  - явно – стоит тот надлом, который произошел с ним на каторге: ведь пришлось расстаться с идеей о «прекрасности человека», которыми полны его первые повести. Именно там, на каторге, Достоевский понял, что человек деспот по природе и любит быть мучителем, если…Если не защищён политвой. Опыт расколотости между идеалом Мадонны и идеалом содомским – это личный опыт Достоевского. Мучительно пережитый опыт. И от этой расколотости, конечно, спасал только порыв к Христу как к высшей  цельности и глубине.

    Мы как-то забываем, что основа личности – в её глубинном слое, в её отношении к тайне бытия как целого. Уничтожьте глубину личности, - пишет Померанц, - уничтожится образ целостности мира, который она несёт, и личность вся начнет распадаться.

    Вспомните, Раскольников говорит Соне: «А тебе Бог что за это делает?». Конечно, зная заранее, что Соне нечем ответить. Но Соня отвечает: «Всё делает». На первый взгляд – и тут Померанц как бы угадывает реакцию многих читателей- глупый ответ. Но на самом деле единственно верный.. Бог ей действительно в с ё   делает. Под образом Его она воспринимает мир как сияющее целое, и это единство бросает луч света и красоты на её страшную жизнь.

Категория: Моя докторская | Добавил: indira (01.07.2008)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика