Философия души

Пятница, 26.04.2024, 15:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Моя докторская

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА, раздел 4, гл.2, параграф 4

  ВСТРЕЧИ   С  ДОСТОЕВСКИМ.

 

  Книга – безусловно уникальная: человек проходит Путь, отжимает смыслы из опыта, а ведущим в этом процессе является текст Ф.М.Достоевского. Мамардашвили не раз писал, что «второе рождение»  требует, как и физиологическое, - лона. И таким лоном, таким органом рождения является художественный текст – свой ли, чужой – не суть важно.

     В предшествующих разделах и главах уже говорились, что одним из симптомов реального философствования – является органичность языка. Эмоционально насыщенный язык- указатель, что текст реально-философский. Это впервые заметил А. Арсеньев, анализируя книгу С.Л.Рубинштейна «Человек и мир».

     В «Открытости бездне» Г.С.Померанца эти симптомы настолько явны, что их не анализировать хочется,а – просто восхищаться. Вот как он начинает свои «Встречи с Достоевским»: «Достоевский – мой спутник в течении полувека. Я прочел его, том за томом, на третьем курсе и сразу, на всю жизнь был захвачен.»

   «Шел двойной процесс: Достоевский объяснял мне меня самого – и я в себе заново постигал его pro и contra и пытался пройти сквозь них по-своему и, по-своему сводя концы с концами, как-то понимал Достоевского».Хочется добавить: и самого себя.

  У Померанца свой Достоевский. Как свой Пушкин у Цветаевой, свой Уитмен у К.Чуковского. Г.С.пишет, что «моим» его делает острое чувство бездны. У Пушкина и Толстого твердь, с отдельными провалами в бездну. У Тютчева провал за провалом- и вера в спасение. У Достоевского кружение в бездне, парение, которое само по себе становится опорой(стр.7).

    Он сравнивает романы Достоевского с дзенскими коанами (и в чем-то прав), говоря и в романах Достоевского ( как в коанах) возникает вспышка сверхсознания, парящего над неразрешимыми  вопросами. Практика дзен-буддизма установила, что «чем больше сомнение, тем больше просветление». Это можно пересказать в словах Ивана Карамазова: чем труднее пройти свой квадрильон, тем острее ощущение рая. Но острота первого ощущения проходит. Что же остается, - вопрошает Померанц. – Чувство полноты бытия и лостаточно легкого толчка, чтобы оно всплыло. Помните Мышкина: «Как можно видеть дерево, - и не быть счастливым ?»

Категория: Моя докторская | Добавил: indira (30.06.2008)
Просмотров: 687 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика