ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ.
Книга – безусловно уникальная: человек проходит Путь, отжимает смыслы из опыта, а ведущим в этом процессе является текст Ф.М.Достоевского. Мамардашвили не раз писал, что «второе рождение» требует, как и физиологическое, - лона. И таким лоном, таким органом рождения является художественный текст – свой ли, чужой – не суть важно.
В предшествующих разделах и главах уже говорились, что одним из симптомов реального философствования – является органичность языка. Эмоционально насыщенный язык- указатель, что текст реально-философский. Это впервые заметил А. Арсеньев, анализируя книгу С.Л.Рубинштейна «Человек и мир».
В «Открытости бездне» Г.С.Померанца эти симптомы настолько явны, что их не анализировать хочется,а – просто восхищаться. Вот как он начинает свои «Встречи с Достоевским»: «Достоевский – мой спутник в течении полувека. Я прочел его, том за томом, на третьем курсе и сразу, на всю жизнь был захвачен.»
«Шел двойной процесс: Достоевский объяснял мне меня самого – и я в себе заново постигал его pro и contra и пытался пройти сквозь них по-своему и, по-своему сводя концы с концами, как-то понимал Достоевского».Хочется добавить: и самого себя.
У Померанца свой Достоевский. Как свой Пушкин у Цветаевой, свой Уитмен у К.Чуковского. Г.С.пишет, что «моим» его делает острое чувство бездны. У Пушкина и Толстого твердь, с отдельными провалами в бездну. У Тютчева провал за провалом- и вера в спасение. У Достоевского кружение в бездне, парение, которое само по себе становится опорой(стр.7).
Он сравнивает романы Достоевского с дзенскими коанами (и в чем-то прав), говоря и в романах Достоевского ( как в коанах) возникает вспышка сверхсознания, парящего над неразрешимыми вопросами. Практика дзен-буддизма установила, что «чем больше сомнение, тем больше просветление». Это можно пересказать в словах Ивана Карамазова: чем труднее пройти свой квадрильон, тем острее ощущение рая. Но острота первого ощущения проходит. Что же остается, - вопрошает Померанц. – Чувство полноты бытия и лостаточно легкого толчка, чтобы оно всплыло. Помните Мышкина: «Как можно видеть дерево, - и не быть счастливым ?»
|