ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА, раздел 4, гл.2, параграф3
ДУША И ПОМЫСЕЛ.
В эссе, где фигурирует Раскольников, Померанц проводит две интересные мысли – борьба помысла с душой и вопрос (доныне дискуссионный): раскаялся ли Р. Раскольников?
Может ли помысел, созданный человеком, - вопрошает Померанц, - поработить его? И отвечает: «По-моему, примерно так же, как машина поработила рабочего…» И вновь – отсыл к личному, субъективному: «Я в последние годы пишу параллельно две серии эссе просто для того, чтобы не отождествлять себя со своим созданием, чтобы сохранить внутреннюю свободу («Открытость бездне»…стр.207)
Что такое сила помысла? Вероятно, сила интересной, эффектной мысли, зацикленность на идее, и тем самым потеря свободы: уже не человек действует, а помысел.
Померанц сгруппировал всё то, что разбросано в других романах Достоевского и – получилось действо «Помысел и душа» в четырех актах (эссе «точка безумия в жизни героев Достоевского).
Акт первый: душа, повстречав помысел, беззаботно флиртует с ним, но мысль о возможности отдаться ему шокирует (разговор студента с офицером в трактире). Первая стадия – сравнительно невинная. Человек стал помысло носителем, но ещё не зациклился на идее всерьёз.
На второй стадии помысел уже утвердился в уме, и душа не может прогнать его, но при попытке толкнуть к действию душа восстаёт, запрещает.Но запрещает только окончательную отдачу помыслу, только действие.
Это состояние Раскольникова, когда он делает пробу, а потом чувствует: нет, не могу, отвратительно, гадко.
На третьей стадии господство помысла в уме создает ВЕРОЯТНОСТЬ захвата души в плен (тут Г. Померанц ссылается на своего собеседника В.В.Налимова и его книгу «Вероятностная модель языка».М,1974). Но неизбежности нет. Случай может помочь, случай может помешать.
И затем – действие-грех ( в случае Раскольникова – убийство). Однако убив старушку, - считает Померанц, = Раскольников одновременно убивает и помысел. Переход от помышления к действию на какое-то время разрушает власть помысла и возвращает свободу воли. Остается инерция помысла, но она далеко не так страшна и сильна, как сам помысел.Дурман перестал действовать. Душа пробуждается (там же , стр. 214)
Четвертая стадия в отношениях помысла и души – пробуждение души от подобия наркотического сна. Боль, ужас, чувство ложного шага, хождение по лабиринту. А потом Порфирий Петрович, угадав характер подследственного, выводит его из рутины и помогает душе.
Г.С.Померанц обращает внимание на то, что – в своё время и меня поразило – немало людей говорят, что перемена в Раскольникове в эпилоге не мотивирована, не подготовлена, и, говоря это, смешивают ум Раскольникова и его душу. Ум его, да, упорствует в верности помыслу, но душа шаг за шагом освобождается от этой власти.
|