ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА, раздел 4.гл.2, параграф 2.
ПРИНЦИПЫ ПУТИ В ЭССЕ « КНЯЗЬ МЫШКИН».
Бросается в глаза, что – собственно – на Пути (или в Пути) князь был в Швейцарии, в период выздоровления. Вся его «эпопея» в России – это разрушение благодати, накопленной там – в горах. А в России – потеря равновесия, без которого невозможно недеяние – структура, лежащая, по мнению М. Мамардашвили, в основе «второго рождения».
«Мышкин должен погибнуть, - пишет Померанц, - он слишком открыт всякой встрече и слишком редко встречает в людях Бога. Открытость его женскому очарованию – только часть общей открытости («Встречи с Достоевским». М.,1990,стр.267). И далее: «Если бы Мышкин оставался один! Один – и с Богом в рассвете и в закате, в горах и в море…»
В русской философии о значимости созерцания впервые заговорил психолог С.Л.Рубинштейн. Подобная мысль промелькнула и в «Записных книжках» А. Камю.
Сам Померанц признавался, что сюжет эссе «Князь Мышкин» был ему подсказан З.А.Миркиной, его женой: тема созерцания природы как почвы, из которой вырастает целостный взгляд на мир. А что такое Путь? – это порыв к высшей естественности и цельности (последнее особенно подчеркивал В.В.Налимов в своих предсмертных интервью).
В первой части «Идиота» мы видим здорового Мышкина, которого из его немощей («В немощах действует Бог», - говорит ап. Павел) вывел швейцарский водопад (тема созерцания-цельности). Померанц правильно отметил, что, когда Мышкин говорит, что «красота мир спасёт. Он не рассуждает, не мечтает. Это неопровержимый ЛИЧНЫЙ ОПЫТ» (симптом действительно реального философствования), который в качестве принципа красоты спокойно входит в тему «Факторы, способствующие прохождению Пути.» или «Принципы «второго рождения».
Большой пласт эссе посвящен феномену страдания, как фактору, способствующему Пути, если его корректно использовать (князь Мышкин) и препятствующему (если им оправдывать своё духовное падение – Настасья Филипповна).
И тут идет интересная перекличка с другими страдальцами Земли Русской. Евгения Гинзбург вспоминает, что в тюрьме она была чище, духовнее, чем в счастливые годы. «Несчастье отымает иконы, - пишет Померанц, - отделяющие нас от Бога. Остаётся встреча с Ним самим – или бездна, в которой дьявол (там же, стр.273).Ты сам виноват, если уклонился от встречи. И не говори, что времени не было. Благоразумному разбойнику хватило времени на кресте…»
|