ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (на примере произведение М. Пруста –гл.1 и эссе Г.Померанца – гл.2.
Гл.2 Эссе Г.С.Померанца как форма реального философствования.
Параграф 1 – Обоснование выбора эссе Померанца для данной главы.
Продолжаю анализировать литературные произведения как форму реализации реального философствования. Сегодня речь пойдёт об эссе Григория Соломоновича Померанца.
Хотелось бы сразу определить его стиль, воспользовавшись словами известного философа и ученого В.В. Налимова, сказанных им о своей книге «Спонтанность сознания» (М.,1989, стр. 18): «Наш подход как раз и заключается в том, чтобы сделать рационализм более изощренным и гибким – совместить его с личностным началом, нахадящим своё проявление в смыслах, не схватываемых традиционными рационалистическими построениями.»
Сам Г. Померанц, анализируя свои эссе, посвященные творчеству Ф.М.Достоевского, писал : «Встреча личности с личностью больше даёт читателю, ищущему собственной встречи с Достоевским, чем внешняя научная строгость. Во всякой логической концепции Достоевского или другого гения гений этот несколько теряется. В гении непременно есть восстание против системы» («Открытость бездне. Встречи с Достоевским. С.,1990, стр.5).
«Градус» личностного в эссе Г.С.Померанца таков, что поражает и литературоведов и философов (конечно, тех из них, которые его причисляют не только к культурологам, но и к «чистым философам»).И тут вновь захотелось протицировать В.В.Налимова, который был твердо убежден, что ярко выраженная индивидуальность более ближе к объективности, чем к субъективному (как мы привыкли думать).
|