ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА (раздел 4), гл1
Параграф 10 «Мераб Мамардашвили как литературный критик»
Речь, разумеется, пойдет о философско-литературной критике. Я имею в виду «Психологическую топологию пути» - и только.
Прочитав «Топологию» более 10 раз, утверждаю, что изучать трудно. Текст Мамардашвили из разряда «ускользающих».
Самое удивительное в Мамардашвили то, что он выстроил «Топологию» так, как в своё время занимался строительством Пруст. Сам Пруст, как известно, сравнивал необычное построение своего романа с тем, как делается платье. Дескать, хотите мой роман использовать как собор, который вы рассматриваете по частям, - да ради Бога!. А, может быть, как платье. Вот я беру и делаю какое-то одеяние из двух кусков. И вижу, что этим двум кускам нужен третий и – беру его. А если вам что-то не понравится в моем соборе или платье, то, может быть, потому, что для вас и ваших жизненных задач мой роман не годится, и вам нужно что-то другое.
Вот это самое главное в философско-литературной критике. Ваша работа состоится, если вы состыкуетесь с текстом пройденного Пути, который вам конгениален, что и случилось по отношению к Прусту и Мамардашвили.
Мераб Константинович не раз повторял, что обратился к тексту знаменитого прустовского романа, чтобы, используя близкий ему жизненный опыт, рассказать не только о самом романе, но и о своих переживаниях при прохождении Пути.
|