РАЗДЕЛ 4, гл.1,параграф 9.
МЫШЛЕНИЕ КАК СОЗНАНИЕ.
Работа Пруста оказала большое влияние на формирование философии сознания Мамардашвили задолго до того, как она была оформлена.
С романом Пруста Мамардашвили познакомился (по рекомендации одного французского друга), когда работал в Праге. И с тех пор практически не расставался с ним. Он постоянно делал о Прусте доклады, а в 82 и 84 гг. прочитал два курса лекций, посвященных знаменитому роману. Он говорил на одной из лекций «Я не раскрыл бы истины, если бы не прошел Путь.»
Жиль Делёз в «Марсель Пруст и знаки писал, что роман Пруста должен пониматься в широком смысле слова как «поиски истины».
О своеобразии философии сознания Мамардашвили написано многое.
Если собрать всё воедино, добавить мысли самого Мамардашвили и наши интерпретации, то получится внушительный перечень тезисов:
1. Мыслить ( в смысле пребывать в сознательном режиме бытия) можно только отказавшись от мира, с которым вы срослись ( срезать психологическое и социальное «я» хотя бы мысленно – призывал Мамардашвили.)
2. Мыслить можно только поставив себя на предел, за которым в лицо глядит облик смерти ( это символизирует для человека его способность расстаться с самим собой).
3. Только в пространстве сознания мы способны сделать мысль о себе – собою, способны мысли о свободе воплотить в свободный поступок, мысль о добре – в акт добра.
4. В пространстве сознания человек может находиться, если наличествуют конструктивные формы.
5. Только в пространстве сознания можно «спастись ( то есть родиться в Духе, «второе рождение), прорвавшись через пелену того, что мы называем нашим сознанием.
6. Сознание –это уровень духовности, а не рефлексии. Мы совестливы ни почему-то, а потому, что у нас есть совесть.
7. Сознание случается, если имеются «органы», и то нет стопроцентной гарантии, что случится оно.
8. Сознание –это состояние понимания, которое нельзя разложить по рефлексивной схеме.
9. Сознание – это «квантованный процесс» извлечения смыслов (порядков, закономерностей) из опыта.
10. Понять – значит найти своё место в мире, оттого, как я пойму, что я увидел или узнал, зависят мои отношения с миром.
11. Текст – один из органов понимания. Сначала нужно написать, а потом может возникнуть какая-то идея.
12. Текст относится к факторам, способствующим пониманию. Кроме текста к ним относятся разрыв органических связей, принципы приятия, смирения, усилия, недеяния, механизм разтождествления, принципы фиксированных точек интенсивности (символы).
13. Факторы, препятствующие пониманию: страх, лень, надежда, неосмысленность прожитого (отсутствие расшифровки впечатления), феномен присутствия, структура отобъяснения.
Вообще творчество Мамардашвили можно рассматривать как анализ структур, способствующих погружению в сознательный режим жизни, и анализ факторов , препятствующих трансформации сознания.
|