ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА как ФОРМА реализации
РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.
Р.4, гл.1, параграф седьмой.
СООТВЕТСТВИЯ -НЕОБХОДИМЫЙ
СПУТНИК РЕАЛЬНОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.
Анализируя текст Пруста, Мамардашвили объяснял, почему ему приходится обращаться к имени Данте, к стихам Мандельштама, к романам Фолкнера…
Реальная философия проявляет себя многим, в том числе соответствиями.Попадая в пространство живой мысли мы начинаем СОВПАДАТЬ и с Мандельштамом, и с Прустом,и с Блейком. «Психологическая топология пути (лекции по метафизике прозы Пруста)» буквально кишит такими совпадениями. Вот один пример.
Мамардашвили пишет: « Я вам приведу странную цитату из Мандельштама и через неё попытаюсь пояснить, что я хочу сказать и что говорит Пруст, начиная с первой страницы своего романа и кончая последней страницей: «Пусть имена цветущих городов// Ласкают слух значительностью бренной,//Не город Рим стоит среди веков,// А место человека во Вселенной.//Им овладеть пытаются цари,//Священники оправдывают войны,// и без него презрения достойны, как жалкий сор дома и алтари».
И далее Мамардашвили продолжает: «А герцог Германт приходит навестить убитого горем Марселя, теряющего горячо любимую бабушку, и разворачивает перед ним весь ритуал аристократической вежливости. Он исполняет прошлое. Но ВЕДЬ не Рим живет,а место человека. Когда ритуал возник, то возник как ритуал добра, сочувствия. Но чтобы сохранить его содержание,он (ритуал) должен возобновляться вновь и вновь в живой точке, в противном случае он будет мертв,т.е. его по существу не будет», хотя вроде бы наши глаза свидетельствуют иное: человек (Германт) – двигается. Так, вроде бы жив. Вот именно – «вроде».
|