РАЗДЕЛ 4, гл.1,параграф 4.
РАСШИФРОВКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ КАК СОБРАННОСТЬ.
Нас окружают предметы, люди, в которых таится наша прожитая, зачастую неосознанная жизнь. «Человеческое существо рассыпано на 1000 ваз…И вот место собирания всего этого и есть человек во всей полноте.»
Пожалуй,одно из самых трогательных мест « В поисках утраченного времени» рассказ о повести Ж. Санд «Франсуа-найденыш». Взрослый рассказчик ,случайно увидев в гостях эту книгу и перелистывая её , понимает всю благодать непроизвольных воспоминаний, которые свидетельствуют, что одно из его «я», о котором он и думать забыл, а тем более ощущать, ж и в ё т в этой повести, прочитанной ему ночью матерью, когда он, не получив желанного поцелуя, закатил истерику, испугавшую родных и от испуга уступивших его желанию: быть с матерью и слушать, как она читает повесть.
По такой же форме идет знаменитое повествование о пирожном «Мадлен», из которого выплыло Комбре его детства, о нахрахмаленной салфетке, вызвавшей к жизни прежний «Бальбек», о неровных плитах Парижа, ожививших пребывание в Венеции на площади св. Марка.
Это, разумеется, не память в нашем обычном понимании, а ЖИВОЕ СОСТОЯНИЕ, уже раз пережитое (порой неосознанно) и вот пришедшее во второй-третий-пятый раз как приходят мысли, в которые мы впадаем как в «неслыханную простоту»…И точка, где мысль производится, то приходит,то уходит.
Жиль Делёз («Марсель Пруст и знаки») писал о таких бусинках (звякание ложки, запах влажности,неровные плиты): «Случайность встречи и давление неотвратимости». Добавим неотвратимости в п е ч а т л е н и я, которое ты обязан расшифровать, если хочешь быть ж и в ы м.
И все эти прозрения-понимания, которые мы с трудом добываем, должны (нами!) постоянно возобновляться, т.е. мы должны впадать в них вновь и вновь, А иначе забвение, рассеянность. А наша задача – собранность. А собранность, - говорил Мамардашвили, - это и есть бытие.
|