ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ИЛИ ЖИВОЕ И МЕРТВОЕ.
Раздел 4, гл.2, параграф 3.
Художник есть в любом человеке, - писал М. Пруст. Не в том смысле, что каждый может рисовать. Нет, конечно. Пруст имел в виду ВНУТРЕННЮЮ РАБОТУ, которую нам необходимо проделать в жизни, если мы хотим БЫТЬ ЖИВЫМИ. А «внутренняя работа» - расшифровка знаков, прорыв к смыслу.
Что мешает внутренней работе? Что не дает прорваться к смыслу? – Страх, надежда, лень, органические связи. Структура отобъяснения. Механизм отождествления.Неосмысленность прожитого дня.
Что нужно помнить человеку спасающемуся?! Только 2 вещи. Первое: знание нельзя получить как информацию (Марсель – главный герой « В поисках..» не может передать другу то, что он знает о возлюбленной друга – Рахиль. В глазах Сен-Лу Рахиль само совершенство, в глазах Марселя – проститутка). Второе: секунда впечатления - это секунда, обращенная к тебе «Работай!» Да. Работай. Расшифровывай впечатления. Чтобы выйти к смыслам Бытия. Сен-Лу не способен на это. Главный герой «Поисков» - рассказчик Марсель – способен.
В первом разделе, главе третьей, посвященной специфике реального философствования, - приводились примеры внутренней работы главного героя – расшифровки им впечатлений, которые привели к прозрению – главный архетип любви Марселя – «влажное лоно». Поняв такие вещи, мы их преодолеваем, чтобы прорваться к судьбе.
Проблема живого остро интересовала и Пруста и Мамардашвили. Достаточно вспомнить определения, которые давал живому Грузинский Сократ. К примеру, это : «Живое возможно только извлечением законов через крепко сбитую машину: текст Пруста, театр Арто.»
И пример: Христос 1 000 раз мог рождаться в Вифлееме, но если он не родился в твоей душе, ты все равно погиб.
|