Раздел 4,гл.1, параграф 2.
ПРИНЦИП АНГАЖИРОВАННОСТИ.
Можно с полной определённостью сказать, что в романе М.Пруста присутствуют все основные признаки реального философствования.
Возьмём, к примеру,принцип вовлеченности (ангажированности) и принцип «текст как конструктивная форма». Мамардашвили уже в первой лекции (см. «Психологическую топологию пути») – с присущим ему восхищением Прустом-метафизиком- отмечает, что «Пленница» и «Беглянка» написаны Прустом по живому. «Он имел начало и конец романа и перекраивал свою собственную реальную любовь, которая в жизни с ним происходила.»
Хочется отметить, что уже в «Картезианских размышлениях» (цикле лекций, прочитанных им в 1981 году в Москве, с которых, по мнению многих, и началась – по существу – актуализация сократической линии в философии) Мамардашвили не без пафоса говорил: «Увы. из наблюдающего и что-то прикидывающего, никогда ничего не возникало. Возникало всегда иначе и совсем из другого». А в «Лекциях о Прусте (первый вариант «Психологической топологии пути») он писал: «Философией в Прусте я называю некоторый духовный поиск, который проделывается Прустом-человеком на свой страх и риск как жизненная задача, а не просто как рассуждение или построение эстетической или философской концепции,проделывается как задача, которые древние называли спасением.»
В.Розин (см. «Мышление и творчество».2006), анализируя тот тип мышления, который Мамардашвили применил в «Психологической топологии пути»,называет его эзотерическим и характеризует двумя свойствами: рефлексией и спасением (работой над самим собой, над смыслом происходящих событий,над значением).
Пруст цитирует в одном из писем Евангелие от Иоанна: «Трудитесь, пока есть свет».Цитата не точна,но эта неточность стоит любой точности. В Евангелии сказано: «…ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма.»
|