Глава третья.
Говоря о Пути к реальности «второго рождения», необходимо, вероятно, остановиться на факторах, способствующих продвижению, и факторах мешающих идти. Короче, о «друзьях» и «врагах» Пути.
Концепция Пути, разрабатываемая Мамардашвили с конца 70 -х. годов 20 столетия вплоть до смерти (25 ноября 1990г.), содержит обширный «список» и друзей, и врагов пути. Среди факторов, способствующих прохождению пути М. Мамардашвили в «Картезианских размышлениях» назвал следующие: разрыв органических связей (знаменитый отъезд Картезия (Декарта) из Турени в Голландию), великодушие («великая душа вмещает соседство – не убудет меня - с глупым, невежественным, преступным; да и не там предмет её борьбы»), без гнева и упрека перейти в другое измерение» (принцип недеяния), принцип усилия, принцип держания, расшифровка впечатлений.
В «Психологической топологии пути» (лекции о М.Прусте) он, частично ссылась на Данте, и, опираясь на собственный жизненный опыт, «опрокинутый» в текст Пруста, перечисляет и анализирует следующие факторы, препятствующие прохождению Пути («враги пути»): сцепление (знаменитый пример Робер де Сен – Лу – Рахиль: молодой человек «сцепил» всё то доблестное, возвышенное, воздушное, с чем олицетворен театр, с пустым по себе лицом актрисы Рахиль), механизм отождествления – если ты так «сцепил» себя, то значит отождествил с теми « возвышенными людьми», которые понимают театр, и никакая сила (если не пройдешь Путь) извне не расцепит связь; структура отобъяснения (личный пример Грузинского Сократа: «А я даже на улице оказался предметом очередной комсомольской проработки. И вот во время возвышенных речей моего приятеля к нам подходит мальчишка лет десяти, нищий и просит подаяния. Нормальный человек, увидев нищего, не станет думать, что на самом деле он гораздо богаче тебя. Ты видишь реально. Но мой приятель этого мальчишку не видел. Почему? По одной простой причине: этот мальчишка уже занимал место в его теоретической иерархии общества. Какое место? – Мы сейчас находимся на первом этапе коммунизма, и на этом этапе есть разница между людьми. Одни беднее, другие богаче, и поскольку мальчик уже был отобъяснен, можно было его НЕ ВИДЕТЬ), далее Мамардашвили перечисляет «врагов» Пути, которые выделил Данте в «Божественной комедии»: лень, страх, надежда. Из «картезианских размышлений» можно добавить нерешительность, меланхолическое расположение духа. Вновь возвращаемся к «Психологической топологии» добавляем присутствие, неумение расшифровать знаки.
|