Глава вторая.
Бытие (как мы уяснили) – это не повседневное существование человека, хотя наши газеты пестрят «определениями»: пишут о социальном, культурном, цивилизованном бытии человека… Специфика темы, вынесенной в заголовок данной главы, заключается именно в том, что наличные обстоятельства жизни человека выносятся за «скобки». Индивид «ухватывается» в нетипичных, критических или, как говорили экзистенциалисты, «пограничных ситуациях».
Бытие есть усилие человека преодолеть в себе биологическое и социальное (хотя бы частично, ибо «полный вариант» явно невозможен) и выйти к реальности духовной – реальности «второго рождения». В религии такая реальность описывается (воспользуемся словами С. Хоружего) так: «Взаимно откликаясь друг другу, божественное участие и свободное человеческое усилие чередуются между собой словно взмахи двух крыл: свобода – благодать… такое сотрудничество божественного и человеческого, благодати и свободы в православном богословии обозначается термином «синергия». Когда человек так устремлен и открыт навстречу богу, он и оказывается в поле сил благодати, оказывается способен встретить и распознать их, начать входить в соприкосновение и соединение с ними».
Если говорить о философии, то наиболее впечатляющими концепциями, в которых затрагивается проблема бытия человека, - являются идеи Г. Батищева и М. Мамардашвили, так называемые пространство «глубинного общения» и пространство «живой мысли».
Что касается тайного, сокровенного, эзотерического знания как такового, то пространство, в которое периодически «выходит» человек, посвятивший себя эзотерическому ученичеству (как сказал бы Р.Штайнер) представлен у Е.Рерих – Миром Огненным, у К.Кастанеды – как нагуаль, у Ошо – как Окончательная реальность. Остановиться на каждом - это дело последующих книг.
|