ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Бытие человека.
Глава первая.
Термин «бытие» - главная категория онтологии, того раздела философии, в котором речь идёт об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующим миру и человеку устойчивое существование.
Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Бытие повседневного обихода – это всё, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу же важно выяснить, что такое «быть», существовать? Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей – от существования вещей. Чей вид существования более прочен? Как объяснить существование отдельных вещей? – из них самих», или же искать основу их существования в чем – то ещё - в первоначале, абсолютной идее?! Существует ли абсолютное бытие, ни от кого, ни от чего не зависящее, определяющее существование всех других вещей, и может ли человек познать его? И, наконец, - самое главное: каковы особенности человеческого существования, каковы возможности упрочения и совершенствования своего бытия? В конечном итоге – вопрос о бытии - это вопрос о преодолении небытия, о жизни и смерти.
Читатель, вероятно, почувствовал, как, начиная размышлять о бытии, мы сразу наталкиваемся на человека, на его бытие, или на его отношение с Абсолютным Бытием (нечто, существующим само по себе, как бы помимо человека, и большее, чем сам человек). Чтобы не вводить читателя в смущение, - это Абсолютное Бытие мы определяем в тексте просто - бытие. Человек способен попасть в бытийное измерение с помощью особых КОНСТРУКТИВНЫХ ФОРМ (о них - частично – уже шла речь), - например, - ритуального поминального плача (об этом хорошо поведал М. Мамардашвили в «Лекциях по античной философии»):
- «Есть какое – то бытие, через конструктивную форму нас в себя вовлекающее». И далее: форма должна быть, чтобы мы вошли в измерение, которое философы назвали бытием. В бытие человек выходит из дурной повторяемости или сцеплений событий повседневной жизни. Мы не пребываем, все время в бытии, а лишь иногда прикасаемся к нему. К тому, что неразрушимо, неподвижно, вечно (где нет тошнотворной, бесконечной смены раскаяния и поступка, которыми так «славится» повседневная жизнь).
|