Философия души

Четверг, 25.04.2024, 04:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кто мы? Зачем мы? Куда идем?

Выдающиеся философы второй половины 20 столетия

Глава девятая.

Речь пойдет о Мерабе Мамардашвили. Об одной из ипостасей его таланта. Мераб Мамардашвили ка литературный критик.  Вот тема! Речь, разумеется, пойдет о философско-литературной критике. Я имею в виду «Психологическую типологию пути» (лекции по метафизике прозы Пруста), достойную не только понимания, но и изучения: как это сделано?! Прочитав «Топологию» более 10 раз, утверждаю, что изучать трудно. Текст Мамардашвили из разряда «ускользающих». С романом Пруста Мамардашвили познакомился (по рекомендации одного французского друга), когда работал в Праге. И с тех пор практически не расставался с ним. Он постоянно делал о Прусте доклады, а в 82 и 84 гг. прочитал два курса лекций, посвященных роману – эпопее «В поисках утраченного времени». «Всё, что я говорю сейчас, - замечает он в одной из лекций, - в каком – то смысле автобиографично, как автобиографично для меня моё обращение к Прусту». И ещё: «Я не раскрыл бы истины. Если бы не прошел Путь».

        Самое удивительное в Мамардашвили то, что он выстроил «Психологическую топологию пути» так, как в своё время занимался строительством Пруст. Сам Пруст, как известно, сравнивал необычное построение своего романа с тем, как делается платье. Вот я беру и делаю какое – то  одеяние из 2 кусков и, допустим, вижу, что этим двум кускам нужен какой – то третий, и беру, и приспосабливаю для этого платья какой – то произвольный кусок материи, который вовсе не для этого был создан. А если вам что – то не понравится в моем соборе или  - платье, то может быть, потому, что для вас и ваших жизненных задач мой роман не годится, и вам нужно что – то другое.

        Нас удивляет соборная постройка романа Пруста, где идёт перекличка сюжетных точек, удаленных друг от друга на 100 – 200 страниц. Но ведь в мамардашвилевских лекциях о Прусте то же самое. Вот он пишет на  странице 249 (издание 1997г., Санкт – Петербург): «Эзра Паунд считал поэзию прожитой метафорой.  Это конечно, не есть жизнь согласно метафоре, а нечто совсем другое». А затем – после этих строк – ОБРЫВ. Читатель думает: ничего, всё – таки конец лекций, а вот на следующей странице… А на следующей – ничего по этой теме. И только на  315 –316 наконец  - то всплывает»И Пруст как бы говорит, что мы часто сами оказываемся метафорой, и наши положения есть метафоры,  - так уж лучше быть прожитой метафорой. Т.е. ВЫСВОБОДИТЬСЯ путём осознания и извлечения того, что было. Если ты осознал, то тогда в твоей душе открывается пустое пространство для новых возможностей, для новых путей. Вот что значит – «прожитая метафора».

        О том, что «В поисках утраченного времени» является КОНСТРУКТИВНОЙ ФОРМОЙ, т.е. даёт читателю шанс на живую мысль, - это как бы само  собой разумеющееся, как и мысль о том, что в лоне текста романа произошло «второе рождение» М.Пруста. Но почему – то никому не приходит в голову, что такую же роль по отношению к Мамардашвили играет «Психологическая топология пути». Причем, я имею в виду не «примитивную картинку»: вот не было Пруста, не было Мамардашвили, а создали текст и  - стали  (хотя, как известно, и такое возможно). Здесь под ТЕКСТОМ понимается именно «машина законнорожденной мысли», а она может функционировать и без написанного текста.

        Что же такое философско – литературная критика? Ответ, как известно, дал сам Мамардашвили в одной из лекций, сообщив, что он обратился к тексту знаменитого прустовского романа, чтобы, используя близкий ему жизненный опыт, рассказать не только о самом романе.  Но и о своих переживаниях относительно «слепоты людей перед тем, что есть».

Категория: Кто мы? Зачем мы? Куда идем? | Добавил: indira (16.07.2007)
Просмотров: 1294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика