Глава пятая.
Именно - просто - Кант, а не «кантище», как в блоковском опусе. Это тоже впервые заметил Грузинский Сократ на сей раз в «Кантианских вариациях»; «Кант- ригорист?! Это- бред. Не было такого философа. Не было Канта- холодного ригориста. Это мы знаем. Был вежливый, воспитанный человек, с душой, всегда полной чувств, ни о ком зло не говоривший по принципу - в том числе, потому что есть люди.»
Жил он безвыездно в Кенигсберге, вел размерный образ жизни. Был лист книги Гердера, не упустил и эпиграф, взятый Гердером у римского поэта Герция: «Чем быть тебе велено Богом и занимать среди людей положение, какое - это пойми».
Если учесть, насколько слаб был физически этот человек, то приходит понимание, что столько прожить /1724-1804/, и столько создать мог человек, четко понимавший силу формы. И не только теоретически, но и практически по отношению, к своей жизни также. «Вяжущая сила самопознания», о которой он упомянул в «Грезах духовидца, освященных грезами метафизика» - это и есть форма жизни И.Канта, по ней в ней двигались события его жизни. И - его мысли, конечно. И надо сказать весьма успешно.
В 1770-е годы знакомство с работами английского философа Юма пробудило И.Канта от «догматического сна». Именно это событие Кант отмечал в конце жизни как начало своего «второго рождения». Напомню, что, согласно Юму, чувственный опыт не может дать нам всеобщего и необходимого знания. А это значит, что на основе эмпирических данных невозможно возвести здание теоретической науки. Но тогда как возможно научное познание вообще? Кант обращается к проблемам методологии познания. Знания, по Канту, полностью покоятся на опыте, на чувственном восприятии. Ибо только чувства дают нам сведения о внешнем мире. Но если все наше познание начинается с опыта, то оно все-таки не вытекает из него целиком. Скорее, оно формируется с помощью уже данных в познающем уме до и независимо от всякого опыта, т.е. априори, форм созерцания пространства и времени и мыслительных или рассудочных форм категорий.
Нравственный императив, - по Канту, - это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. «Поступай так, - говорит великий немецкий мыслитель, - чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Кант формулирует категорический императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда - как к средству.
|