Философия души

Пятница, 26.04.2024, 01:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кто мы? Зачем мы? Куда идем?

«Вяжущая сила самопознания», или просто Кант

Глава пятая.

        Именно - просто - Кант, а не «кантище», как в блоковском  опусе. Это тоже впервые заметил  Грузинский   Сократ на сей раз в «Кантианских вариациях»; «Кант- ригорист?! Это- бред. Не было такого философа. Не было Канта- холодного ригориста. Это мы знаем. Был вежливый, воспитанный человек, с душой, всегда  полной чувств, ни о ком зло не говоривший по принципу - в том числе, потому что есть люди.»

       Жил он безвыездно в Кенигсберге, вел  размерный образ жизни. Был лист книги Гердера, не упустил и эпиграф, взятый Гердером у римского поэта Герция:  «Чем быть тебе велено Богом и занимать среди людей положение,  какое - это пойми».

        Если учесть, насколько слаб был  физически этот человек, то приходит понимание, что столько прожить /1724-1804/, и столько создать мог  человек,  четко понимавший силу формы. И не только теоретически, но  и практически по отношению, к своей жизни  также. «Вяжущая сила самопознания», о которой он упомянул в «Грезах духовидца, освященных грезами метафизика» - это и есть форма жизни И.Канта, по ней  в ней двигались события его жизни. И - его мысли, конечно. И надо сказать весьма успешно.

        В 1770-е годы знакомство с работами английского философа Юма пробудило И.Канта от «догматического сна». Именно это событие Кант отмечал  в конце жизни как начало своего «второго рождения». Напомню, что, согласно Юму, чувственный опыт не может дать  нам всеобщего  и необходимого знания. А это значит, что на основе эмпирических данных невозможно  возвести здание теоретической науки. Но тогда как возможно научное познание вообще? Кант обращается к проблемам методологии познания. Знания, по Канту, полностью покоятся на опыте, на чувственном восприятии. Ибо только чувства дают нам сведения о внешнем мире. Но если все наше познание начинается с опыта, то оно все-таки не вытекает из него  целиком. Скорее, оно формируется с помощью уже данных в познающем уме до и независимо от всякого опыта, т.е. априори, форм созерцания пространства и времени и мыслительных или рассудочных форм категорий.

        Нравственный императив, - по Канту, - это императив категорический, он заставляет человека действовать несмотря ни на что, ни на какие условия. «Поступай так, - говорит великий немецкий мыслитель, - чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Кант формулирует категорический  императив и несколько по-другому: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, но никогда - как к средству. 

Категория: Кто мы? Зачем мы? Куда идем? | Добавил: indira (16.07.2007)
Просмотров: 1407 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика