Глава четвертая.
«Выступаю в маске», или о чем нам говорит жизнь Рене Декарта?!
Трудно найти более «наукообразную философию» чем в сочинениях отца философии Нового времени. – Рене Декарта /Картезия/. Это и понятно: он был, как известно, не только философом, но математиком физиком физиологом. Наверное поэтому январь 1981 года стал знаменательной датой для российской, но и французской философии, т.е. в своих «картезианских лекциях» М.Мамардашвили показал, что «наукообразность» и «академичность» метафизики Декарта - наше заблуждение. Более реальной, жизненный философ вряд ли сыщется! Ведь основная тема Картезия: пробуждение человека- «второе рождение»/ а это как известно, - «ядро» реальной, а не академической философии/. Причем, по мнению М.Мамардашвили, феномен Декарта интересен тем, что эту философию он изложил не столько в своих текстах, сколько проиллюстрировал своей жизнью. Жизнь как текст! Интересная мысль.
Повторяю, - акцентуировал Грузинский Сократ, - внутренний стержень жизни Картезия - преобразование себя, перерождение, или, как выражались древние,- рождение нового человека в теле человека ветхого.
Пожалуй, самое трудное в жизни - пробудиться, прорваться через пелену действительности/ или майи, как говорили древние индусы/ к тому, что есть на самом деле - к реальности. «В основе философского умозрения, а также религии, - писал Мамардашвили в «Картезианских размышлениях» и в цикле лекций о Прусте,- лежит один и тот же ход мыслей, что есть какая-то другая жизнь, чем та, которой мы живем в нашем повседневье». И прорыв («пробуждение») к этой истинной реальностей невозможен, если ты не порвал независимо от тебя сложившиеся «так называемые органические или природные связи»:
- Вместо того, чтобы жить в прекрасной Турени, не сравнимой ни с какой Голландией; вместо того, чтобы жить в этом мягком и нежном сердце Франции казалось бы, чего нужно такому «неженке», как Декарт?! Но - нет! Он там не живет.
Естественен вопрос: почему? Да потому что Декарт- реальный участник своей жизни/ «субъект», - как сказал бы выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн. Он ткет те связи, которые считает единственно приемлемыми для настоящего человека, т.е. человека, определяющего мир исходя из собственного опыта и размышлений над ним, а не полагающего на те стереотипы, которые навязывает от них усилием воли, погружая себя вновь и вновь в другую – подлинную - реальность.
Декарт, который проделал необычайный даже для философа личностнобытийный эксперимент преобразование себя, сам является проблемой реальной философии. Есть несколько таких метафизиков в истории философии. Например, к ним относятся Сократ. На мой взгляд, - Монтень, А.Швейцер. По мнению Мамардашвили,- Декарт, М.Пруст. Некоторые к этому ряду причисляют С.Кьеркегора.
«Выступаю в маске»,- любил говорить Декарт. Ибо маска - необходима для философствования. Под маской, которая может быть любой ну, например, маска порядочного, воспитанного джентльмена - все равно какой, пишет М.Мамардашвили в «Картезианских размышлениях», - и проделывается работа философии.
|