Глава вторая.
Записные книжки М.Аврелия (121 –180) именно тот текст, который рождает бытийное «Я». Написанный без нажима, без интенции на читателя, они действительно заслуживают название «Наедине с собой» (именно такое заглавие дал «Размышлениям» переводчик С.Роговин).
Стоическая концепция Пути, изложенная в «Наедине с собой» ошеломляет глубиной при внешней простоте и даже примитивизме. Один из важнейших принципов этой концепции – принцип приятия (великодушия, - как сказал бы Грузинский Сократ. Вот как поучал Марк Аврелий себя в разговоре с собственным «я». «Огурец горький – брось, колючки на дороге - уклонись, и всё. Не приговаривай: и зачем это только явилось такое на свет? Потому что посмеётся над тобой вникающий в природу человек, как посмеются плотник и скорняк, если осудите их за то, что у них в мастерской видны стружки и отрезки изделий».
Такое состояние души, разумеется, непросто дается, а только через принцип усилия: постоянную работу над самим собой, - чем и занят М.Аврелий в «Размышлениях».
- Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся.
- Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечен, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею!
- Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех и люби, да искренно.
- Совершенство характера – это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.
- Стирай представления, упорно повторяя себе: сейчас в моей власти, чтобы в этой душе не было никакой низости или вожделения, или вообще какого-нибудь смятения.
- Трудись, не жалуйся.
- Когда тебя задевает чьё-нибудь бесстыдство, спрашивай себя сразу: а могут бесстыдные не быть в мире, не могут. Тогда не требуй невозможного.
- Спрашивай себя сразу по пробуждении ото сна: безразлично ли тебе будет, чтобы другой был справедлив или хорош? – будет безразлично.
- Кто-то станет презирать меня? Его забота. А моя забота как бы не случилось, что я сделал или сказал что-нибудь достойное презрения. Кто-то возненавидит? Его забота. А я, благожелательный и преданный всякому, готов ему показать, в чем его недосмотр.
В «Размышлениях» М. Аврелия наглядно представлено, как стоит трудится. Чтобы возвращать себя вновь и вновь к ТОЧКЕ РАВНОВЕСИЯ (принцип недеяния) – к амехании. Мераб Мамардашвили, вслед за М.Прустом считал, что без недеяния – амехании вообще не возможен процесс «духовного –второго –рождения», т.к. с помощью недеяния и порождаются те структуры, которые играют конструктивную роль по отношению к формированию нашего действительного «я» - бытийного «я».