Философия души

Четверг, 21.11.2024, 17:22

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кто мы? Зачем мы? Куда идем?

Глава третья. Образец реального философствования.

Благодаря М. Мамардашвили, текст М.Пруста стал восприниматься как образец реального философствования.

Судите сами. Что такое философия?!

-                     Отдать себе отчёт в очевидном.

-                     Что для этого необходимо?

-                     Труд! Труд расшифровки впечатлений.

        Берём одну из глав «В поисках утраченного времени». Сцена в отеле: мальчик, привыкший жить всё время дома под крылышком у матери и бабушки, оказывается в отеле, и он не может заснуть, потому что вещи, окружающие его, - кажутся ему враждебными.

         Можно, помучившись, наконец, сказать себе: на новом месте всегда вначале дискомфортно! А можно – взять «сцену» как знак, знамение, что-то говорящее о тебе самом. В данном случае, - о твоей несвободе. То, что на нас так враждебно «давит» шкаф, безусловно, скрывает какой -  то закон. И расшифровать его – это и значит реально философствовать, т.е. жить, а не прозябать. И сценка в отеле – не литературное описание, а  ЭЛЕМЕНТ ПРОХОЖДЕНИЯ ПУТИ. Ведь если человек так зависит от шкафа, то он, конечно, несвободен. А освободиться надо, чтобы СПАСТИСЬ. Значит, реальная философия не роскошь, а  - необходимость.

        Или  - вот  - одно из самых трогательных мест « В поисках…» рассказ о повести Ж.Санд «Франсуа – найденыш». Взрослый Рассказчик – герой, случайно увидев книгу и перелистывая её, понимает всю благодать непроизвольных воспоминаний. Эта книга для него особенная. Действительно, знак, значение. Когда – то «Франсуа – найденыш» был прочитан ему матерью, когда он, не получив желанного поцелуя на ночь, закатил истерику, испугавшую родных  и от испуга уступивших его желанию: быть с матерью и слушать, как она читает.

         Рассказчик, вспоминая прошлое, отдает себе отчёт в том, что вся эта история с чтением, действительно, означает лишь одно: большую часть жизни он пролюбил по архетипу «влажного лона», т.е. как существо, постоянно нуждающееся в беспрерывной нежности, бесконечной ласке и готовый за эту ласку платить свободой.

       Как важно,  - подчеркивает Пруст всем романом, - понять «как и где сцепилось то, что сейчас происходит». Ведь преследование любимой (Альбертины) началось не в Париже, а в Комбре – городке, где прошло детство Марселя – Рассказчика и где к нему пришла необходимость получать на ночь материнский поцелуй.

       Мамардашвили своим циклом лекций о Прусте, Пруст романом показали, что мы глухие и слепые по отношению к действительному строению нашей жизни. Мы лишь в «привилегированные моменты» (расшифровка впечатлений) слышим шелест настоящей жизни.

        Для  Мамардашвили и Пруста текст не есть знание, это  - сознание, т.е. извлечение смыслов из опыта, из фактов. «Факты – ничто, законы, стоящие за фактами жизни,  - всё!»  - таков, примерно, пафос и писателя, и философа.

        Акт построения текста сознания, - писал Мамардашвили,  - разрывает несвободу. Нашу свободу производит не «я», а форма (текст), ибо текст – это пространство бытийного «Я». Выделение понятий абсолютное (бытийное) «Я» и относительное «я» фигурируют на многих страницах «Типологии пути» с отсылкой к Прусту. Мамардашвили, чтобы пояснить мысль, приводит выписку из дневников А.Блока: «В моей жизни были только две женщины: одна – Люба, а другая – все остальные». Поэтому философ вслед за писателем призывал «срезать» психологическое и социальное «я», чтобы прикоснуться к РЕАЛЬНОСТИ, к «шелесту подлинной жизни».

        Конечно, сделать это трудно. Мамардашвили – плоть от плоти человек «работающей цивилизации» (термин А.Камю)  - это понимал. И призывал: срезайте хотя бы мысленно.

        Помощником в этом трудном деле является то, что Сократ из Грузии называл «быть шпионом неизвестной родины», а Декарт – «выступаю в маске». «Второе рождение» (реальное философствование) может быть инициировано только из точки абсолютного остранения (терминология В.Шкловского), которая достигается через «шпионство» и «масочность».

         Мамардашвили в шестой лекции по метафизике прозы Пруста подробно развивает тему «шпионства».  «Такое положение, что мы как бы должны быть шпионами. Представьте себе человека – шпиона с выставленными антеннами подозрения. Пруст так и говорит: антенны подозрения. Почему шпионы? Да потому, что всё, как мы теперь поняли частично, всё перед нами – тайна, и всё – клочья. И из этих клочьев мы должны читать (вполне шпионское занятие)». И Пруст занимается чтением (и нас этому учит!): покраснели щечки Альбертины  вне связи с ситуацией, со словами, которые говорятся. Что это такое?! Это уже указание на истину. Пруст называл это «вещественные куски правды».

Категория: Кто мы? Зачем мы? Куда идем? | Добавил: indira (15.07.2007)
Просмотров: 794 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика