Философия души

Суббота, 27.04.2024, 08:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кто мы? Зачем мы? Куда идем?

Глава вторая. Конгениальность мысли.

( М. Пруст и М. Мамардашвили).

       Первым условием реального философствования и Пруст, и Мамардашвили считали принцип ангажированности (вовлеченности).

        Мамардашвили писал в «Картезианских размышлениях»: «Увы, из наблюдающего и что – то прикидывающего, никогда ничего не возникало. Возникало всегда иначе и совсем из другого».

        Следующим важным принципом бытийного философствования является недеяние. Его очень трудно культировать. Вероятно, даже таким величинам, как Пруст или Мамардашвили. Поэтому и письма Пруста (не говоря о «В поисках утраченного времени») полны повторных упоминаний о недеянии как структуре, которая и порождает рождение живой мысли, и наше «второе рождение» в пространстве этой мысли.

         Мы социальные существа (от этого не уйдёшь!) и нам очень трудно удержаться от разговора, когда рядом люди. Поэтому замечателен эпизод с кучером в романе Пруста. Когда с мальчиком - подростком (Рассказчик -  главный герой романа – в детстве) не заговорил возница, то он в отсутствии собеседника занялся настоящим делом – «расшифровкой» мартенвильских колоколен, то есть реальностью. «Причина, по которой вид колоколен доставил мне такое удовольствие, была мне неведома, и меня тяготила необходимость до неё доискаться; я предпочёл бы отложить про запас в памяти эти движущиеся в солнечном блеске линии, а пока что о них не думать. И верно, поступи я так, колокольни навеки отправились бы вслед за деревьями,  крышами,  запахами,  звуками, которые  некогда привлекли мое внимание из – за смутного наслаждения, вызванного ими: но в нем разобраться я так и не смог». А вот в радости, которая вспыхнула в нем при виде двух мартенвильских колоколен и вьевикской, главный герой разобрался с помощью текста.

       Текст – это инструмент, чтобы распутать ситуацию собственной  слепоты, в которой мы часто пребываем! А, распутав, - освободиться, прозреть. Текст может быть и ненаписанным, он может «бродить» в душе, не давать покоя, пока не оформится в «крепко – сколоченную машину мысли», которая сможет породить смыслы, происходящих с вами событий, и помимо вас, эмпирического.

        Текст  противостоит нашим минутным требованиям, минутным ожиданиям вторгаться в бытийную НЕПРЕРЫВНОСТЬ и дробить её. Именно в этом противостоянии происходит РАСШИРЕНИЕ ДУШИ, когда ты можешь вообразить себе встречу не только с Колей, но и с Толей. А чтобы это вообразить, оказывается нужна глубочайшая трансформация. На дорожке, где ты встретилась с Колей, с Толей встречи не произойдет. Нужно вернуться на «столбовую дорогу», с которой ты когда – то свернула ради встречи с Колей.

        Нарушение принципа недеяния иногда принимает крайние формы – то, что Мамардашвили называл «пляской св.Витта». В состоянии этой «пляски» при всем желании ничего понять невозможно. Вообще правилен совет Грузинского Сократа: выяснять отношения бесполезно, надо выпасть из них.

        Забавным препятствием в деле реального философствования является  искушение носит колпак философа. С точки зрения Пруста, это нарушение некоторых гигиенических правил артистического мировосприятия. Мамардашвили  добавляет: «Нужно носить шапку той родины, где живешь как нормальный гражданин. Потому что попытка надеть колпак неизвестной родины приводит к вырождению артистического или философского таланта. Вместо того, чтобы видеть реальность, ты видишь всегда самого себя».

        Прустом и Мамардашвили проделан ошеломительный бытийно – личностный эксперимент сократовского типа. Вызывает удивление тот факт, что он – эксперимент – практически не изучен.

         Разумеется, термин «бытийно – личностный, да ещё – «эксперимент» - это не слова Мамардашвили. Автор терминологии – Ю.Сенокосов. Но Мамардашвили, описывая этот феномен в «Типологии», говорил, что он  - феномен! – обладает бесконечной ценностью, которая нужна  - как никогда!  - человечеству.

Категория: Кто мы? Зачем мы? Куда идем? | Добавил: indira (15.07.2007)
Просмотров: 687 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика