Философия души

Четверг, 25.04.2024, 03:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Моя работа

И СНОВА О ДУХОВНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 В последнее время в переводной литературе периодически всплывает термин «духовный менеджмент». Определения ему даются разные. Мы остановимся лишь на трактовке Алекса Паттакоса («Пленники собственных мыслей», «Феникс»,2005) как наиболее приближенной, по нашему мнению, к истине.

    «Пленники собственных мыслей» А.Паттакоса имеет подзаголовок «Принципы Виктора Франкла в действии». Великий психолог и философ сам поддержал идею написать эту книгу . Основное достоинство книги – мысль о том, что необходимо принцип «воли к поиску смысла» внедрить в мир бизнеса. «То, что нам нужно сейчас,- это способ поднять человеческий дух на рабочем месте» И далее: «Когда руководители бизнеса и менеджеры всех уровней привнесут это понимание в свою работу, они станут катализаторами глубоких перемен на рабочем месте – перемен, которые расширят способности каждого искать и находить смысл везде: на работе, дома  и во всем, что он(а) переживает».

    Смысл, - считает Паттакос , - есть во всем и повсюду. Это верно в отношении любой работы, будь то – управление автобусом (приводит яркий пример того, как «обыкновенный шофер» внес дополнительный смысл в научную конференцию только тем, что «нестандартно» развозил участников конференции)   или -  управление крупной корпорацией ( приводит пример с мультимиллионером Томом Чэппелом).

     Паттакос далек от мысли упрощать ситуацию. Он понимает, что пройти по пути к смыслу – трудно. Недаром от использует термин «лабиринт» при описании процесса поиска смысла. И считает, что у «лабиринта смысла» есть три «врага»: депрессия, агрессия, зависимость. И масса «друзей»: некоторые приемы  блокировки «врагов» Паттакос открыл сам (что-то взял у Франкла) и описывает их в главах с весьма  красноречивыми заголовками – «Учитесь свободно определять свою точку зрения», «Реализуйте свои познавательные желания», «Научитесь понимать отдельные моменты в своей жизни», «Не работайте против себя», «Смотрите на себя со стороны», «Время от времени отвлекайтесь от проблем».

     По существу, Паттакос, говоря о духовном менеджменте, описывает отдельные спорадические случаи правильного или неправильного применения концепции Пути к реальности «второго рождения» (формирования духовного слоя сознания). И уже тем показывает, что в  подготовку менеджеров разных уровней должна быть введена концепция «второго рождения» (в англоязычной литературе чаще употребляется юнгианское «трансформация» вместо «второе рождение» или – формирование духовного слоя сознания). Надо отдать должное руководителям МПА «Туран –Профи» «InWEnt», что в рабочие программы подготовки менеджеров для экономики Казахстана в 2007 году введена такая дисциплина.

     Актуализация   концепции «второго рождения» началась, в общем-то, недавно. Это тем более странно, что философия - как пространство формирования духовного слоя сознания (поиски смысла) – собственно и началась с этих проблем, но потом как бы забыла о них, хотя в философии имплицитно они были представлены всегда.

     Блестяще актуализировал проблему «второго  рождения» М.К.Мамардашвили в 80-х годах двадцатого столетия.  Он не только дал определение Пути к реальности «второго рождения», но и указал факторы, которые способствуют прохождению этого пути, и факторы, препятствующие ему.

   Среди факторов, препятствующих прохождению пути, особенного внимания заслуживают (в смысле их блокировки – «работа над собой»): феномен отождествления, феномен присутствия, феномен надежды, а также – страх, органические связи.

    Среди факторов , способствующих пути, надо отметить принцип недеяния, принцип смирения, принцип ангажированности, принцип расшифровки впечатлений, принцип разрыва органических связей и ряд других.

    Анализируя первые итоги чтения в МПА «Туран-Профи» «InWEnt» дисциплины концепция «второго рождения» , хотелось бы отметить неподдельный интерес слушателей курса к этой проблеме.

    Кроме учебных занятий слушатели имеют возможность познакомиться с этой дисциплиной в клубе «личностного роста» ( бизнес-элит клуб).

       Первый модуль этого клуба стал функционировать в январе-феврале 2007 г. и был связан с формированием особенной структуры (бизнес-элит клуб) в рамках Ассоциации выпускников «InWEnt»а. А вся эта проблема связана с актуальнейшим  для Казахстана  вопросом – вопросом формирования элиты. Ведь давно известно, что «The  battle of Waterloo was won on the playing-field of Iton».

     Организаторы заседаний клуба шли по нехоженной тропе, а потому инноваций была масса.  Результаты были доложены на карагандинской Международной научно-практической конференции «Проблемы стратегического обеспечения рыночно-ориентированных общественных преобразований». Выступление было отмечено дипломом в номинации «Оригинальный инновационный подход». Хочется отметить только одну инновацию в этом выступлении – наличие двух  ведущих на каждом заседании: один отвечает  за содержательную сторону, другой – за формальную. Второе намного труднее, поэтому хочется выразить свое восхищение проректором по учебно-методической работе и координатором программы «InWEnt» - Мукалиевым Нурланом Кимашовичем.

        Нельзя не отметить, что – хоть и с пробуксовкой – отдельные участники заседаний «Бизнес-элит клуба» вносили свой вклад не только в функционирование данного клуба, но и вообще в концепцию «второго рождения» (личностного роста). Так было предложено (и весьма основательно) ведущим принципом (факторы, способствующие прохождению Пути) определить принцип недеяния, который пришел к нам с Востока, но фигурирует со времен античности и в западном менталитете под названием принцип амехании.

      Ведущие актуализаторы концепции «второго рождения» в 20 столетии считали, что без культивации принципа недеяния вообще невозможен какой-нибудь личностный рост (формирование «внутреннего «я»). Об этом ещё в 19 веке говорил Ф.Ницше, что необходим «труд траура», чтобы в человеке что-то «взросло». Об этом же говорил в свое время и А. Блок.

     Не менее важным принципом («другом Пути») является принцип смирения. Его очень часто понимают как непротивление злу насилием. На самом деле ( и это впервые отметил Н. Бердяев ) смирение означает духовный акт преодоления эгоцентризма, а не рабскую покорность.

       Очень важный принцип – принцип спокойствия. По этому поводу есть очень поучительная притча. Один человек пришел к Байязиду, суфийскому мистику, и задал вопрос. Байязид сказал: «Приходи через год, потому что ты болен. У тебя нет внутреннего спокойствия, я не могу открыть тебе истину. Научись быть спокойным.» Человек выслушал мудреца и ушел. В течение года

он прилагал все усилия, чтобы стать умиротворенным, молчаливым, но – никогда больше не пошел к суфию. Байязид поинтересовался: что случилось с тем искателем истины? Кто-то ответил: «Мы спросили его: «почему ты не приходишь?» Он ответил: «Больше незачем идти, потому что, даже оставаясь здесь, я знаю, что сказал бы Байязид.»

      Принципы недеяния и смирения – это такой глубинный пласт мудрости, который предстоит ещё осваивать. И не случайно они так акцентированы в бестселлере «Исповедимый путь». Под недеянием здесь подразумевается «отказ от деяния, противного природе вещей».

      Эти два принципа (недеяние, смирение) соединены понятием терпения, терпимости. У казахов есть хорошая пословица: «Терпимость – один из ключей Вселенной». В данном случае, - замечает К.Нурланова, - речь идет о благодарно-благородном терпении, с помощью которого можно приобщиться к Тайне мира.

       Трудно привыкнуть к мысли, что человек не дан, а воссоздается вновь и снова усилием каждого дня («человек – это усилие во времени» - М.Мамардашвили). Трудно привыкнуть к мысли, что наше становление – это многократное прохождение Пути от ничтожности к величию. Многократное возобновление «вновь и снова». И без такого становления мы мертвы. Даже несмотря на телесный благополучный вид и улыбку в тридцать два зуба.

    И что такое Путь (процесс личностного роста) как не состояние возобновляющейся ( через усилие) вновь и вновь собранности (которая и является бытийным режимом нашей жизни). Как не процесс становления духовного существа в человеке. А «собранность – это и есть бытие» -М. Мамардашвили, Грузинский Сократ). И нет для каждого из нас важнее дела сейчас – как обрести себя бытийствующим.

       Тут мы выходим на идею, которая идет из глубины веков по эзотерической линии, а в наше время была высказана в середине 20  века чудесным писателем и глубоким философом М.Пришвиным  «Творчество как поведение». Пришвин считал, отталкиваясь от собственной жизни ( он был реальным философом), что произведение любое ( не только в литературном творчестве, но и положительный результат любой профессии )  начинается с работы человеком над самим собой ( об этом же – в сущности – у А. Паттакоса), с личностного роста. Если будет личность, - будет и высокий профессионализм ( в том числе, в бизнесе, - об этом также поведал А. Паттакос)

     Мы перечислили принципы, внедрение которых в жизнь помогает достичь вершин «второго рождения». Но, увы, есть масса препятствий. А главные из них: лень, страх, надежда (об этом ещё Данте писал), органические связи, неумение расшифровывать впечатления, неосмысленное прошлое.

      Безусловно, вопрос о прохождении Пути каждый решает сам. Не без помощи матери, друга, учителя, книги, а иногда – и горя, траура. Единственное, что мы хотели бы отметить, - каждый человек имеет право на получение информации о личностном росте. И поскольку в рамках высших учебных заведений он не получает такую информацию ( о школе вообще не упоминаем), то приходя на курсы повышения квалификации он должен получить такую информацию, а ещё лучше знания, а ещё лучше знания с инструментальной составляющей (т.е. мудрость), чтобы трансформировать себя («человек не объект воспитания, а субъект развития»). В этом плане начинания МПА «Туран-Профи» «InWEnt» как нельзя кстати. Ведь депрофессионализация нашей страны будет ликвидироваться в первую очередь через сектор менеджерства.

 

                                            

      

                                     ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Паттакос А.  «Пленники собственных мыслей. Принципы Виктора Франкла в действии».  «Феникс»,2005

2.      Мамардашвили М. «Психологическая топология пути» .   Санкт-Петербург,

1997

3.      Зарипова И. «Летние письма, или к вопросу о реальном философствовании».  «Мир человека». 2005.№1. С.86-96

4.      Мукалиев Н.К., Зарипова И.А.  «К проблеме личностного роста в подготовке управленческих кадров для рынка». – «Проблемы стратегического обеспечения рыночно-ориентированных общественных преобразований». Караганда: изд-во КарГТУ. 2007. С.23-26

 

Категория: Моя работа | Добавил: indira (07.10.2007)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика