В последнее время в переводной литературе периодически всплывает термин «духовный менеджмент». Определения ему даются разные. Мы остановимся лишь на трактовке Алекса Паттакоса («Пленники собственных мыслей», «Феникс»,2005) как наиболее приближенной, по нашему мнению, к истине.
«Пленники собственных мыслей» А.Паттакоса имеет подзаголовок «Принципы Виктора Франкла в действии». Великий психолог и философ сам поддержал идею написать эту книгу . Основное достоинство книги – мысль о том, что необходимо принцип «воли к поиску смысла» внедрить в мир бизнеса. «То, что нам нужно сейчас,- это способ поднять человеческий дух на рабочем месте» И далее: «Когда руководители бизнеса и менеджеры всех уровней привнесут это понимание в свою работу, они станут катализаторами глубоких перемен на рабочем месте – перемен, которые расширят способности каждого искать и находить смысл везде: на работе, дома и во всем, что он(а) переживает».
Смысл, - считает Паттакос , - есть во всем и повсюду. Это верно в отношении любой работы, будь то – управление автобусом (приводит яркий пример того, как «обыкновенный шофер» внес дополнительный смысл в научную конференцию только тем, что «нестандартно» развозил участников конференции) или - управление крупной корпорацией ( приводит пример с мультимиллионером Томом Чэппелом).
Паттакос далек от мысли упрощать ситуацию. Он понимает, что пройти по пути к смыслу – трудно. Недаром от использует термин «лабиринт» при описании процесса поиска смысла. И считает, что у «лабиринта смысла» есть три «врага»: депрессия, агрессия, зависимость. И масса «друзей»: некоторые приемы блокировки «врагов» Паттакос открыл сам (что-то взял у Франкла) и описывает их в главах с весьма красноречивыми заголовками – «Учитесь свободно определять свою точку зрения», «Реализуйте свои познавательные желания», «Научитесь понимать отдельные моменты в своей жизни», «Не работайте против себя», «Смотрите на себя со стороны», «Время от времени отвлекайтесь от проблем».
По существу, Паттакос, говоря о духовном менеджменте, описывает отдельные спорадические случаи правильного или неправильного применения концепции Пути к реальности «второго рождения» (формирования духовного слоя сознания). И уже тем показывает, что в подготовку менеджеров разных уровней должна быть введена концепция «второго рождения» (в англоязычной литературе чаще употребляется юнгианское «трансформация» вместо «второе рождение» или – формирование духовного слоя сознания). Надо отдать должное руководителям МПА «Туран –Профи» «InWEnt», что в рабочие программы подготовки менеджеров для экономики Казахстана в 2007 году введена такая дисциплина.
Актуализация концепции «второго рождения» началась, в общем-то, недавно. Это тем более странно, что философия - как пространство формирования духовного слоя сознания (поиски смысла) – собственно и началась с этих проблем, но потом как бы забыла о них, хотя в философии имплицитно они были представлены всегда.
Блестяще актуализировал проблему «второго рождения» М.К.Мамардашвили в 80-х годах двадцатого столетия. Он не только дал определение Пути к реальности «второго рождения», но и указал факторы, которые способствуют прохождению этого пути, и факторы, препятствующие ему.
Среди факторов, препятствующих прохождению пути, особенного внимания заслуживают (в смысле их блокировки – «работа над собой»): феномен отождествления, феномен присутствия, феномен надежды, а также – страх, органические связи.
Среди факторов , способствующих пути, надо отметить принцип недеяния, принцип смирения, принцип ангажированности, принцип расшифровки впечатлений, принцип разрыва органических связей и ряд других.
Анализируя первые итоги чтения в МПА «Туран-Профи» «InWEnt» дисциплины концепция «второго рождения» , хотелось бы отметить неподдельный интерес слушателей курса к этой проблеме.
Кроме учебных занятий слушатели имеют возможность познакомиться с этой дисциплиной в клубе «личностного роста» ( бизнес-элит клуб).
Первый модуль этого клуба стал функционировать в январе-феврале 2007 г. и был связан с формированием особенной структуры (бизнес-элит клуб) в рамках Ассоциации выпускников «InWEnt»а. А вся эта проблема связана с актуальнейшим для Казахстана вопросом – вопросом формирования элиты. Ведь давно известно, что «The battle of Waterloo was won on the playing-field of Iton».
Организаторы заседаний клуба шли по нехоженной тропе, а потому инноваций была масса. Результаты были доложены на карагандинской Международной научно-практической конференции «Проблемы стратегического обеспечения рыночно-ориентированных общественных преобразований». Выступление было отмечено дипломом в номинации «Оригинальный инновационный подход». Хочется отметить только одну инновацию в этом выступлении – наличие двух ведущих на каждом заседании: один отвечает за содержательную сторону, другой – за формальную. Второе намного труднее, поэтому хочется выразить свое восхищение проректором по учебно-методической работе и координатором программы «InWEnt» - Мукалиевым Нурланом Кимашовичем.
Нельзя не отметить, что – хоть и с пробуксовкой – отдельные участники заседаний «Бизнес-элит клуба» вносили свой вклад не только в функционирование данного клуба, но и вообще в концепцию «второго рождения» (личностного роста). Так было предложено (и весьма основательно) ведущим принципом (факторы, способствующие прохождению Пути) определить принцип недеяния, который пришел к нам с Востока, но фигурирует со времен античности и в западном менталитете под названием принцип амехании.
Ведущие актуализаторы концепции «второго рождения» в 20 столетии считали, что без культивации принципа недеяния вообще невозможен какой-нибудь личностный рост (формирование «внутреннего «я»). Об этом ещё в 19 веке говорил Ф.Ницше, что необходим «труд траура», чтобы в человеке что-то «взросло». Об этом же говорил в свое время и А. Блок.
Не менее важным принципом («другом Пути») является принцип смирения. Его очень часто понимают как непротивление злу насилием. На самом деле ( и это впервые отметил Н. Бердяев ) смирение означает духовный акт преодоления эгоцентризма, а не рабскую покорность.
Очень важный принцип – принцип спокойствия. По этому поводу есть очень поучительная притча. Один человек пришел к Байязиду, суфийскому мистику, и задал вопрос. Байязид сказал: «Приходи через год, потому что ты болен. У тебя нет внутреннего спокойствия, я не могу открыть тебе истину. Научись быть спокойным.» Человек выслушал мудреца и ушел. В течение года
он прилагал все усилия, чтобы стать умиротворенным, молчаливым, но – никогда больше не пошел к суфию. Байязид поинтересовался: что случилось с тем искателем истины? Кто-то ответил: «Мы спросили его: «почему ты не приходишь?» Он ответил: «Больше незачем идти, потому что, даже оставаясь здесь, я знаю, что сказал бы Байязид.»
Принципы недеяния и смирения – это такой глубинный пласт мудрости, который предстоит ещё осваивать. И не случайно они так акцентированы в бестселлере «Исповедимый путь». Под недеянием здесь подразумевается «отказ от деяния, противного природе вещей».
Эти два принципа (недеяние, смирение) соединены понятием терпения, терпимости. У казахов есть хорошая пословица: «Терпимость – один из ключей Вселенной». В данном случае, - замечает К.Нурланова, - речь идет о благодарно-благородном терпении, с помощью которого можно приобщиться к Тайне мира.
Трудно привыкнуть к мысли, что человек не дан, а воссоздается вновь и снова усилием каждого дня («человек – это усилие во времени» - М.Мамардашвили). Трудно привыкнуть к мысли, что наше становление – это многократное прохождение Пути от ничтожности к величию. Многократное возобновление «вновь и снова». И без такого становления мы мертвы. Даже несмотря на телесный благополучный вид и улыбку в тридцать два зуба.
И что такое Путь (процесс личностного роста) как не состояние возобновляющейся ( через усилие) вновь и вновь собранности (которая и является бытийным режимом нашей жизни). Как не процесс становления духовного существа в человеке. А «собранность – это и есть бытие» -М. Мамардашвили, Грузинский Сократ). И нет для каждого из нас важнее дела сейчас – как обрести себя бытийствующим.
Тут мы выходим на идею, которая идет из глубины веков по эзотерической линии, а в наше время была высказана в середине 20 века чудесным писателем и глубоким философом М.Пришвиным «Творчество как поведение». Пришвин считал, отталкиваясь от собственной жизни ( он был реальным философом), что произведение любое ( не только в литературном творчестве, но и положительный результат любой профессии ) начинается с работы человеком над самим собой ( об этом же – в сущности – у А. Паттакоса), с личностного роста. Если будет личность, - будет и высокий профессионализм ( в том числе, в бизнесе, - об этом также поведал А. Паттакос)
Мы перечислили принципы, внедрение которых в жизнь помогает достичь вершин «второго рождения». Но, увы, есть масса препятствий. А главные из них: лень, страх, надежда (об этом ещё Данте писал), органические связи, неумение расшифровывать впечатления, неосмысленное прошлое.
Безусловно, вопрос о прохождении Пути каждый решает сам. Не без помощи матери, друга, учителя, книги, а иногда – и горя, траура. Единственное, что мы хотели бы отметить, - каждый человек имеет право на получение информации о личностном росте. И поскольку в рамках высших учебных заведений он не получает такую информацию ( о школе вообще не упоминаем), то приходя на курсы повышения квалификации он должен получить такую информацию, а ещё лучше знания, а ещё лучше знания с инструментальной составляющей (т.е. мудрость), чтобы трансформировать себя («человек не объект воспитания, а субъект развития»). В этом плане начинания МПА «Туран-Профи» «InWEnt» как нельзя кстати. Ведь депрофессионализация нашей страны будет ликвидироваться в первую очередь через сектор менеджерства.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Паттакос А. «Пленники собственных мыслей. Принципы Виктора Франкла в действии». «Феникс»,2005
2. Мамардашвили М. «Психологическая топология пути» . Санкт-Петербург,
1997
3. Зарипова И. «Летние письма, или к вопросу о реальном философствовании». «Мир человека». 2005.№1. С.86-96
4. Мукалиев Н.К., Зарипова И.А. «К проблеме личностного роста в подготовке управленческих кадров для рынка». – «Проблемы стратегического обеспечения рыночно-ориентированных общественных преобразований». Караганда: изд-во КарГТУ. 2007. С.23-26
|