Философия души

Пятница, 26.04.2024, 14:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Моя работа

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ СТРАНЫ.
Порубежная эпоха заставила общество поставить вопрос об элите. Интернетовские материалы последних лет демонстрируют углубление анализа этого феномена. По количеству определений, «элита» может уже конкурировать с таким понятием как «культура». Рабочее определение элиты кратко: наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями и показателями в важных для всего государства сферах деятельности. Казахстан как государство, как нация – в последние годы начал претендовать ( и не без оснований) на восстановление бытийности своего развития и вхождения в сферу деятельностной активности значимых стран. ПОДОБНЫЙ ПРОЦЕСС всегда сопровождается актуализацией вопроса о значимости элиты, о необходимости поддержания механизмов её развития, а в отсутствие оных – вопросом создания структур, которые бы порождали элитную составляющую общества. И тут немаловажно заглянуть в прошлое, чтобы немного поразмышлять об опыте реализации структур, способствующих появлению элиты. Вспоминается и феномен наставничества ( и в его мирской форме,и в религиозной), и институт салонов в Европе, и литературные клубы в России 19 века, и институт акынов, уникальность которого до сих пор не осознана. Одним словом, каждый этап развития человечества одаривает нас той или иной формой, В РАМКАХ КОТОРОЙ ВОЗМОЖНО БЫЛО ВОСПИТАНИЕ ЭЛИТАРНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ. К сожалению, начало 21 века дало нам почувствовать, что многое утеряно( и безвозвратно или почти безвозвратно) . И целые географические ареалы ( к ним относится и Казахстан) не имеют более опыта формирования структур, способствующих появлению элиты. ЭТО и ПРИВЕЛО К НЕОБХОДИМОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ и ВЫДВИНУТЬ ИДЕЮ О КЛУБАХ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК ОДНОЙ из ФОРМ ,МОГУЩЕЙ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА. Прежде всего несколько слов – об особых требованиях к созданию ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ. Оно задается 2 видами норм. Первый связан с человеком ( «живой точкой», - по Мамардашвили, - в которую упирается любой процесс необратимости инноваций). Такой человек должен сущностно подходить к любому исследуемому объекту, исходя при этом из «невербального корня испытаний», должен уметь культурно изложить свою мысль, уметь говорить в п р о с т р а н с т в е с точки зрения целого. В ИСТОРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ вспоминается сразу агора в Древней Греции, вече – в Новгороде. Вторая нормативность связана с самим пространством формирования элиты: ведь не всякая торговая площадь – агора, и не всякое скопление купеческого люда – новгородское вече.. И тут, пожалуй, самое время подойти к реалиям наших дней. Хотелось бы в качестве единицы анализа – взять деятельность клуба МПА «Профи-Туран». Все десять заседаний клуба ( модуль первый) базировались на нескольких идеях: прежде всего на концепции трехслойности сознания ( оперативный или операциональный слой, рефлексивный и духовно-методологический). В их привязке друг к другу и к деятельностному подходу. Мы порою забываем, что «элита» - это не только образовательное понятие, но деятельностное, а вернее – синтез образования и умения действовать, т.е. элита, не несущая в себе деятельностного аспекта , - нонсенс. Второй нетрадиционный элемент клубов личностного роста (синоним – бизнес-элит клубов) – это наличие двух ведущих, двух организаторов: первый ведущий представляет по стилю своего мышления содержательное начало, вторый держит форму, а также «привязку» друг к другу содержательности и формы. Для чего?! А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛИ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВИЗУАЛЬНО ВИДЕЛИ ДВА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.И – учились обитать и «РАЗДЕЛЬНО» в разных режимах мышления, и уметь «сопрягать» их в одно. Цель ведущих: показать, как разделяются слои сознания, затем «перевязываются в логике взаимных переходов» и тем самым породить целостное действие в участниках клуба. АНАЛИЗ деятельности заседаний клуба МПА показал, что если слушатели своим же неразвитым сознанием блокируют переход от рефлексивного слоя к духовно-методологическому, то это порождает действие, не способное к решению проблем в пространстве сущности, Если же действовать из третьего слоя, минуя первый и второй, то духовность скатывается к моральным предписаниям. Это предвидел еще В.Библер в своем знаменитом «От наукоучения к логике культуры». «Гамлетовский вопрос»: как развивать слои? Как их сгармонизировать?И вывести на целостное действие. Один из ответов таков: перевязать слои логикой взаимных переходов и перевести в концентрированное действие можно только через абсолютное «Я». Подготовка организаторов к !) дневному циклу работы клуба ( а затем анализ работы и высказывания слушателей-участников) показали, что это осуществляется либо иррационально (одномоментно), либо рационально (метод принципов – пошаговая трансформация человека развивающегося). Это два полюса. МОГУТ быть и переходные варианты. Первый толчок, к примеру, осуществлется в пространстве иррационального, потом происходит взаимодействие рационального и иррационального через постоянный переход одного в другое и – обратно. Метод принципов – пошаговая трансформация – осуществлялся в клубе личностного роста на основе работ М. Мамардашвили, особенно «Психологической топологии Пути», в которой подробно изложена концепция «второго рождения». В заключение хотелось бы отметить, что клубы личностного роста, курсы личностного роста становтся своеобразной модой и в странах ближнего зарубежья, и дальнего, при этом часто преследуется лишь коммерческие цели организаторами курсов, и курсы превращаются в манипулятивно-психологические (по типу Карнеги). Между тем, передовая –гуманистическая – психология зарубежья, занимающаяся проблематикой человека развивающегося, всегда подчеркивала, что любая теория личности , любая психология личности ДОЛЖНА БЫТЬ в первую очередь - философски-ориентированной, т.е. в качестве основания иметь метафизику Пути к реальности «второго рождения».
Категория: Моя работа | Добавил: indira (13.09.2007)
Просмотров: 749 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

Философские сказки [22]
Представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки».
Стихи [19]
Философская проза [21]
Эмили Дикинсон [11]
И это все о ней...
Об авторе сайта и ее книгах [11]
Литературоведение [1]
Моя работа [32]
О чем бы мне хотелось сказать? [8]
Сборник конкурсных рефератов – эссе, написанных в рамках педагогического проекта «Философия и литература» студентами и магистерами КАЗГЮА и изданного в 2003 г. для летней арт–школы Казахстан – Соросом/.
Кто мы? Зачем мы? Куда идем? [17]
Реальная философия. Здесь актуализированы проблемы "второго духовного рождения", личностного роста. Использованы фрагменты цикла лекций по метафизике прозы Пруста, прочитанного автором в арт-школе фонда "Сорос-Казахстан".
Путь к себе [3]
Здесь каждый посетитель сайт может рассказать о том Пути, по которому он идет к себе. Пишите!
Дайджест [3]
Здесь мы будем публиковать интересные материалы из прессы, Интернета, книг.
Английский с любовью [10]
Моя докторская [39]
С любовью к Прусту [30]
Оразалину Тимуру и Муслиме Нурмагамбетовой – с уважением и любовью – посвящается эта книга.
Дайджест [28]

Поиск

Статистика