ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ СТРАНЫ.
Порубежная эпоха заставила общество поставить вопрос об элите. Интернетовские материалы последних лет демонстрируют углубление анализа этого феномена. По количеству определений, «элита» может уже конкурировать с таким понятием как «культура».
Рабочее определение элиты кратко: наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями и показателями в важных для всего государства сферах деятельности.
Казахстан как государство, как нация – в последние годы начал претендовать ( и не без оснований) на восстановление бытийности своего развития и вхождения в сферу деятельностной активности значимых стран.
ПОДОБНЫЙ ПРОЦЕСС всегда сопровождается актуализацией вопроса о значимости элиты, о необходимости поддержания механизмов её развития, а в отсутствие оных – вопросом создания структур, которые бы порождали элитную составляющую общества.
И тут немаловажно заглянуть в прошлое, чтобы немного поразмышлять об опыте реализации структур, способствующих появлению элиты. Вспоминается и феномен наставничества ( и в его мирской форме,и в религиозной), и институт салонов в Европе, и литературные клубы в России 19 века, и институт акынов, уникальность которого до сих пор не осознана.
Одним словом, каждый этап развития человечества одаривает нас той или иной формой, В РАМКАХ КОТОРОЙ ВОЗМОЖНО БЫЛО ВОСПИТАНИЕ ЭЛИТАРНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ.
К сожалению, начало 21 века дало нам почувствовать, что многое утеряно( и безвозвратно или почти безвозвратно) . И целые географические ареалы ( к ним относится и Казахстан) не имеют более опыта формирования структур, способствующих появлению элиты.
ЭТО и ПРИВЕЛО К НЕОБХОДИМОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ и ВЫДВИНУТЬ ИДЕЮ О КЛУБАХ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КАК ОДНОЙ из ФОРМ ,МОГУЩЕЙ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА.
Прежде всего несколько слов – об особых требованиях к созданию ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ. Оно задается 2 видами норм. Первый связан с человеком ( «живой точкой», - по Мамардашвили, - в которую упирается любой процесс необратимости инноваций). Такой человек должен сущностно подходить к любому исследуемому объекту, исходя при этом из «невербального корня испытаний», должен уметь культурно изложить свою мысль, уметь говорить в п р о с т р а н с т в е с точки зрения целого. В ИСТОРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ вспоминается сразу агора в Древней Греции, вече – в Новгороде.
Вторая нормативность связана с самим пространством формирования элиты: ведь не всякая торговая площадь – агора, и не всякое скопление купеческого люда – новгородское вече..
И тут, пожалуй, самое время подойти к реалиям наших дней. Хотелось бы в качестве единицы анализа – взять деятельность клуба МПА «Профи-Туран».
Все десять заседаний клуба ( модуль первый) базировались на нескольких идеях: прежде всего на концепции трехслойности сознания ( оперативный или операциональный слой, рефлексивный и духовно-методологический). В их привязке друг к другу и к деятельностному подходу. Мы порою забываем, что «элита» - это не только образовательное понятие, но деятельностное, а вернее – синтез образования и умения действовать, т.е. элита, не несущая в себе деятельностного аспекта , - нонсенс.
Второй нетрадиционный элемент клубов личностного роста (синоним – бизнес-элит клубов) – это наличие двух ведущих, двух организаторов: первый ведущий представляет по стилю своего мышления содержательное начало, вторый держит форму, а также «привязку» друг к другу содержательности и формы. Для чего?! А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛИ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВИЗУАЛЬНО ВИДЕЛИ ДВА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.И – учились обитать и «РАЗДЕЛЬНО» в разных режимах мышления, и уметь «сопрягать» их в одно.
Цель ведущих: показать, как разделяются слои сознания, затем «перевязываются в логике взаимных переходов» и тем самым породить целостное действие в участниках клуба. АНАЛИЗ деятельности заседаний клуба МПА показал, что если слушатели своим же неразвитым сознанием блокируют переход от рефлексивного слоя к духовно-методологическому, то это порождает действие, не способное к решению проблем в пространстве сущности, Если же действовать из третьего слоя, минуя первый и второй, то духовность скатывается к моральным предписаниям. Это предвидел еще В.Библер в своем знаменитом «От наукоучения к логике культуры».
«Гамлетовский вопрос»: как развивать слои? Как их сгармонизировать?И вывести на целостное действие.
Один из ответов таков: перевязать слои логикой взаимных переходов и перевести в концентрированное действие можно только через абсолютное «Я».
Подготовка организаторов к !) дневному циклу работы клуба ( а затем анализ работы и высказывания слушателей-участников) показали, что это осуществляется либо иррационально (одномоментно), либо рационально (метод принципов – пошаговая трансформация человека развивающегося). Это два полюса. МОГУТ быть и переходные варианты. Первый толчок, к примеру, осуществлется в пространстве иррационального, потом происходит взаимодействие рационального и иррационального через постоянный переход одного в другое и – обратно.
Метод принципов – пошаговая трансформация – осуществлялся в клубе личностного роста на основе работ М. Мамардашвили, особенно «Психологической топологии Пути», в которой подробно изложена концепция «второго рождения».
В заключение хотелось бы отметить, что клубы личностного роста, курсы личностного роста становтся своеобразной модой и в странах ближнего зарубежья, и дальнего, при этом часто преследуется лишь коммерческие цели организаторами курсов, и курсы превращаются в манипулятивно-психологические (по типу Карнеги). Между тем, передовая –гуманистическая – психология зарубежья, занимающаяся проблематикой человека развивающегося, всегда подчеркивала, что любая теория личности , любая психология личности ДОЛЖНА БЫТЬ в первую очередь - философски-ориентированной, т.е. в качестве основания иметь метафизику Пути к реальности «второго рождения».
|
Категория: Моя работа | Добавил: indira (13.09.2007)
|
Просмотров: 787
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
|