(продолжение).
- В тексте ясно прописано, что суть «второго рождения» - перейти в другое измерение, не воюя с родственниками, не борясь с властями, абстрагируясь от службы. А перейдя в другое измерение, в другое пространство, жить, занимаясь тем делом, которе является делом философа. Делом же философа, как известно, является он сам, а не исправление других людей.
- Забавно: ведь Ирма Араева считается одним из проницательнейших и интересных метафизиков последнего десятилетия. Зачем она втянулась в эту «игру» по исправлению Н.Н. Ведь ясно, что, если человек уже сформировался, то «расформировать» себя он может только сам, да ещё при условии прохождения Пути.
- И потом – через текст (который является инструментом прозрения) пришло чёткое понимание совершенной бесперспективности их отношений. А она их продолжает длить, длить, длить…
- Можно попытаться всё это объяснить, ссылаясь на Аристотеля: то, ради чего мы любим значимее того, кого мы любим (проблема конструктивной формы). Можно объяснить и через тексты Мамардашвили: «История человека – это история прохождения Пути и овладения, в том числе и этим чувством, потому что любовь – как и всё остальное – искусство, которое строится на понимании случайности эмпирических качеств предмета моей любви; это не они являются причиной моего чувства. То есть воспринимаемое мною как связанное с этими качествами в действительности есть реализация чего-то совсем другого; в том числе развитие и восполнение меня тем, чего я не могу сам.»
- У Пруста множество «примеров» на этот счёт. Но меня более привлекают «образчики», содержащиеся в «Чёрной книге» О. Памука. Кстати, Орхан Памук – страстный почитатель Марселя Пруста. Поиски Галипом (герой «Чёрной книги») Рюйи – это же почти бег Рассказчика-Марселя за Альбертиной.
- Вот с Ирмой мне что-то не понятно. Конечно, вначале было «сцепление». Десять лет интенсивной депрессии. И – вдруг – на этом фоне появляется улыбающееся существо. Кто мог знать, что это – маска?! Затем - через текст – всё стало на свои места. На интеллектуальном, духовном уровне – ясное прозрение. На уровне «душевных оболочек» (как любил говорить Н. Бердяев) – «царствует» и по сей день один из самых заклятых врагов Пути – надежда. Ну, как тут не вспомнить Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий!»
Порой мне кажется, что если бы не женская натура Ирмы, быть бы ей подлинным метафизиком. Но тогда бы исчезла её оригинальность, а ведь именно это главное в ней.
- Есть вещи, от которых нам трудно избавиться, ибо мы потратились на них. Мне кажется, что это именно «случай Ирмы». Что он ей дал?! – ширпотреб: компьютер, цветы, конфеты. Чем она его одарила?! – Целым МИРОМ! Вот это-то её и «держит».
Освобождение от «держания» - трудный процесс. Дело в том, что ТРАТА, как правило, СЦЕПЛЕНА С ОСТРЫМ СОЗНАНИЕМ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ГОРЯ, но «пока я имею острое сознание горя и несправедливости, я ещё не имею понимания.»
|