1.
Вывод: книги надо писать из себя. И – желательно для себя.
2.
Я поняла, почему так отреагировала на сообщение Б.С. Дело не только в том, что я, работая на полставки, «тащила» все две. И не в том, что накануне ухода они хотят мною решить проблемы тех, кто бездельничал до меня. Суть дела в том, что в этом вузе моя БЫТИЙНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ всегда под угрозой. Они «дробят» её когда захотят и – как захотят!
Пруст считал, что есть один способ противостоять этому. Писать т е к с т. Именно он противостоит нашим минутным требованиям, минутным ожиданиям. Именно в этом противостоянии происходит расширение души, когда ты можешь вообразить себе встречу не только с Колей, но и с Толей. А чтобы это вообразить, оказывается нужна глубочайшая трансформация. На дорожке, где ты встретилась с Колей, с Толей встречи не произойдёт. Нужно вернуться на «столбовую дорогу», с которой ты когда-то свернула ради встречи с Колей.
3.
В связи с переходом на новую работу: «одна нога здесь, другая – там» (надо «юридически» отработать месяц на старой, к тому же сдать массу документов) главный принцип Пути – недеяние – вновь нарушен. Какая-то непонятная тревога.
Собственно, непонятно – чего я боюсь! Надо просто запастись терпением, валерианкой, релиумом и – «переспать» (по Тютчеву) трудности. И ещё – я постоянно теряю контроль над здоровьем, когда окунаюсь либо в творчество, либо в суматоху служб. Но главное: когда я вынуждена ждать (ну, например, окончание «старой работы», начало «новой») я не могу заставить себя заниматься массой нужных и важных дел: быт, творчество, отдых, оздоровление, чтение.
Сейчас у меня почему-то ощущение «оставленности» (как в конце 97). Надо вновь сказать себе: ну, что ж, - один этап завершён, приступай к другому, а подсчитывать «плюсы» и «минусы» - потом. Ты значительно более сильный (не только в духовном плане – это и понятно, но и в физическом – в смысле выносливости) человек. Просто у тебя периодически «срывы» по очень простой причине – нарушение принципа Пути ведёт к чрезмерному «возбуждению». Но – как говорят буддисты – если вы придёте в чрезмерное возбуждение, вы забудете о том, какая температура вам нужна, и вы потеряете свой путь. Это очень опасно.» Главное - береги энергию. В противном случае – «паралич воли».
4.
Так хочется настоящего профессионального общения. И – большой круг друзей.
5.
Скорей бы новая работа плюс клуб, плюс – английский по пословично - лимеричной методике. И ещё – медитация над словами: ДОМ – ЗДОРОВЬЕ – КОНТРОЛЬ – МЕТОДИЧНОСТЬ – ТВОРЧЕСТВО – ОБЩЕНИЕ.
Вчера Б.С. сказала, что у меня постепенно появляется способность отстаивать свои права. Если этот комплимент верен, то – мне приятно; потому что – подобно Лууле Вилме – я могу сказать: «С 14 лет и пой сей день мой величайший стыд – постоянное игнорирование собственных потребностей в угоду чужим желаниям. Я знала, что с детства из всех сил стремилась выслужить любовь, но не знала, что во мне сидит столь великий стыд. СТЫД из – за того, что НЕ ОСМЕЛИВАЛАСЬ ЖИТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ.»
6.
Даже сейчас, когда всё позади, а впереди – старость, я - вынужденная зарабатывать на хлеб насущный – по-прежнему живу для других. И лишь моментами («Моя жизнь во Христе»), соприкасаясь с молитвой, Евангелием, подлинным призванием – для себя.
А моё подлинное призвание определяется просто (как у У. Дайера) – писать книги.
С 19-летнего возраста Пруст всё, что не относилось к литературе и философии, считал п о т е р я н н ы м в р е м е н е м. Говорят, «хорошо ему было – богат». Думаю, что и в бедности у него было бы такое же кредо. Это какое-то своеобразное мужество. У меня его нет. Или – пока нет! Я верю, что человек «растёт до самой смерти».
7.
Почему мне так не хватает подлинного человеческого общения?!
Только с Алиёй, Муслимой и Тимуром – хорошо. Как чудно и мощно (сильно) Муслима держит меня за руку в трудные минуты. Чувствуешь, что она хочет передать мне свою силу. Этот порыв почти юного существа многого стоит!
Мне надо вернуться к книгам Р. Дальке и К. Мисс, чтобы… дожить до весны. И главное – побольше трав и йоги.
8.
Андре Моруа писал, что благодаря Рескину, Пруст спустился в глубины самого себя, туда, где начинается подлинная духовная жизнь; он перестал жить на поверхности, в своего рода пассивности, которая делала его игрушкой забав, желаний света.
Мне кажется, феномен посредничества есть в жизни каждого человека. У меня он вначале был связан с фигурой А.А. Любищева, затем М.М. Пришвина, потом в мою жизнь вошли публикации М.К. Мамардашвили. Через него я вышла - на Пруста, а затем (позже) – на О. Памука.
Что нужно, чтобы написать большое произведение. Воля – Одиночество – Освобождение. Для меня ещё – Друзья. И – деньги, но зарабатываемые не через службу, а – творческую работу. Господи, великий и милосердный, сделай так, чтоб новая работа оказалась ИМЕННО ТАКОЙ!
9.
Почему я боюсь людей, которые - хоть раз! – меня обманули?! Почему во мне страх, когда я говорю о подлеце, что он – подлей?! И такой же страх, дискомфорт, когда кто-то другой отзывается о моих знакомых подобным образом?! Почему любой негатив вызывает во мне такой УЖАС. Да-да, именно ужас. Вот нашла правильное слово. Почему?! Ведь мир держится на противостоянии добра и зла. Не было бы зла, не было бы добра.
Неужели во всём виновата «поэтическая натура». Я – ведь подобно Н. Коржавину – страшно не любила стихи П. Когана: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.» А поэтическая душа хочет всё-таки – овал, то есть гармонию. Хотя кто-то может возразить, что ведь и гармония – это сочетание добра и зла, светлого и чёрного, но в определённой пропорции.
|