Философия души

Воскресенье, 05.05.2024, 19:46

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » С любовью к Прусту » В поисках любви

3. ЗАЧЕМ НАМ ПРУСТ?

 Пруст своим романом показал, /доказал!/, что текст есть нечто такое, в лоне чего впервые рождается автор этого текста как личность. И - читатель /если повезёт!/. И в этом смысле литература – не роскошь, а та ноогенная структура, которая порождает поле, в рамках которого у нас есть шанс обрести ДУХОВНУЮ ВЕРТИКАЛЬ.

Итак, текст – это инструмент, чтобы распутать ситуацию собственной слепоты, в которой мы пребываем! А, распутав, - ОСВОБОДИТЬСЯ, СПАСТИСЬ. Слово «Путь» имеет смысл не просто пути жизни, а – ПУТИ СПАСЕНИЯ. Пути прихождения в себя. Внутреннего.

Текст помогает понять, «как и где сцепилось то, что сейчас происходит». Ведь мы идём к себе издалека! По мнению М.Мамардашвили, РАБОТА ПУТИ начинается с двух великих вещей: сомнения и отрыва, отступа. Когда они на лицо, - вы начинаете ЖИТЬ.

«Жить» означает развернуть и реализовать свою жизнь. А разворачивается и реализуется всё это в свете того, что Пруст называет ПРОРАБОТКОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Она же, проработка, часто разрывает те органические связи, которые являются, чуть ли не главными «врагами» Пути. Пруст был убеждён, что проработка впечатлений – самая главная работа в жизни всякого человека.

Художник – есть в любом человеке, - не в том смысле, что каждый может рисовать. Нет, он имел в виду ВНУТРЕНЮЮ РАБОТУ, которую нам необходимо проделать в жизни, если мы хотим быть ЖИВЫМИ. А «внутренняя работа» - расшифровка знаков, прорыв к СМЫСЛУ.

Что нужно помнить человеку спасающемуся, человеку ПУТИ?!

Прежде всего, две вещи. Первое: знание нельзя получить как информацию /Марсель, главный герой «В поисках ….», не может передать другу знание о возлюбленной друга – Рахиль: Рахиль в глазах Сен-Лу /имя друга/ - само совершенство, в глазах Марселя – проститутка/.

Текст является единственным средством распутывания опыта. Текст – то, посредством чего, - мы видим. Тексты производят в нас события, независимые от наших эмпирических возможностей или невозможностей. Они порождают в нас смыслы помимо нас.

Жиль Делёз, называл «Поиски утраченного времени» - поисками истины, которая приходит к нам только через Путь расшифровки впечатлений, осуществляемый через текст /независимо от того, написан он или «бродит» в душе/. Истина, - не информация, которую можно передать, - она /пишет Делёз/ «пробалтывается в непроизвольных знаках».

Вред академической философии /именно академической, а не «реальной» - в режиме которой написана эта книга/ в том и состоит, что она доходит лишь до абстрактных, никого не компрометирующих истин. А ведь подлинная истина «зависит от Встречи с чем-то, что вынудит нас думать, искать правду. Одним словом: случайность встречи и давление неотвратимости» /Ж.Делёз «Марсель Пруст и знаки»/.

Ещё Шестов писал об академической философии в начале 20 века: «Она выметает и красоту, и добро, и восторги, и слёзы, и смех, и проклятия, как сор, как ненужные отбросы, не подозревая, что из этого, ТОЛЬКО ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА нужно выковывать настоящие ИСТИННО ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ».

В мире героя М.Пруста, которого, как и автора зовут – Марсель, - два «направления» /две школы, два образования, - сказал бы Делёз/. Причём, пролегают они по «горизонтали» - «По направлению к Свану» /заглавие первого романа/ - в мир буржуазии, и «к Германтам» /в мир прошлого, грёз, мечтаний/ - в мир аристократии. Вовлечённый в мир этих двух направлений, герой и сам обретает новое «направление»: освобождаясь от иллюзий, он обретает не вербальный, а истинный, БЫТИЙНЫЙ ОПЫТ. Неслучайно Мамардашвили, анализируя метафизику прозы Пруста, сравнивал её с «Божественной комедией» Данте.

И в той, и в другой эпопеи – речь о необходимости прохождения ПУТИ. И у Пруста, и у Данте постоянные переклички по темам: «факторы, способствующие прохождению Пути» /недеяние, великодушие, смирение, решительность, покой, усилие, радикальное сомнение, отступ, символическое мышление, «масочность», разрыв органических связей, расшифровка знаков /и «факторы, препятствующие прохождению Пути» /страх, лень, надежда,  меланхолия, неосмысленность прожитого, органические связи/.

Категория: В поисках любви | Добавил: indira (07.07.2007)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

В поисках любви [6]
Часть первая
В пространстве освобождения [21]
Часть 2
Стихотворения [3]
Часть 3

Поиск

Статистика