Философия души

Понедельник, 06.05.2024, 01:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » С любовью к Прусту » В поисках любви

5. О СИЛЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ФОРМЫ

 Я никогда не подозревала о том, что хороший дайджест великолепной книги /речь идёт о «лекционной монографии» Мамардашвили – «Психологическая топология пути»/ тоже может стать образцовой конструктивной формой, формирующей «живую мысль», в которой и рождается «квантами» наше «второе «Я»». Но вот пример: в «Отечестве» /см. 28января 1999/ была напечатана та часть «Сохранить лучшие черты нации», которую я посвятила Мамардашвили. Заканчивался материал своеобразным дайджестом из книги Мамардашвили. Спустя месяц выяснилось, что эти «выжимки» из «Психологической топологии пути», этот дайджест в конце статьи оказался конструктивной формой, т.е. тем, что даёт читателю шанс на живую мысль. Именно это и побуждает меня воспроизвести этот отрывок из статьи.

 а.

Я буду называть романы, подобные «В поисках утраченного времени», романами ПУТИ или романами ОСВОБОЖДЕНИЯ, чтобы вызвать в ваших головах и в ваших душах ассоциации с существующими традициями. Скажем, с религиозной традицией, в которой есть термин «спасение» или «освобождение».

 

б.

Это не мир делает человека рабом – по отношению к миру человек свободен абсолютно – корни его рабства уходят в него самого. Корни рабства одного из героев – Сен-Лу уходят в его неспособность понять своё собственное впечатление, разобраться в том, что же он чувствует на самом деле.

 в.

А у главного Рассказчика «В поисках» схема простая: не могу быть один, и это чувство, от которого Марсель избавляется-освобождается ПУТЁМ целого романа. Избавляется, чтобы смочь быть свободным человеком.

 г.

Мы постоянно жаждем, /взгляните внутрь себя!/ такого рода отношений /дружеских, семейных, профессиональных/, чтобы закрыть перед собою СТРАХ. Какой Страх? ОДИНОЧЕСТВА. Ощущения того, что есть что-то, чего никто не сможет сделать за тебя, во-первых, и, во-вторых, то, что ты должен сделать очень хрупко.

 

д.

И, кстати, вырисовывается довольно страшная картина нашей жизни. Бывают явные ситуации своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Ничего не надо  расшифровывать, никаких знаков. Смысл – перед тобой. Нет, ты лезешь на тропу команчей /т.е. в путаницу органических связей/, чтобы органика помогла, как и Прусту /или его герою/ ощутить материнский поцелуй, а затем поцелуй Альбертины и т.д. Зачем?!  Затем, чтобы избавиться от страха.

 е.

Ведь действительно вся проблема организации сознательной жизни и состоит в том, чтобы оказаться в недеянии.

                                                                  

 ё.

…А вот какова эта Альбертина?! Может быть, она демон, и, испытывая нежность только через Альбертину, представляете, что со мной случится в жизни.

 ж.

А в реальности мы знаем, что не красота Альбертины или какие-то другие физические качества её действовали как причина, а происходил процесс кристаллизации, описанный Стендалем.

 

з.

Или Прустом – как процесс сцепления…

 

и.

Итак, Альбертина не имеет ценности, из-за которой я её люблю, это моя любовь есть шанс, что эта ценность случится в мире, но это зависит и от Альбертины. Ведь шанс по определению нечто, что можно использовать, а можно и нет. Следовательно, то, что сложится в мире, зависит от ПУТИ, который проделывает Альбертина, от её РАЗВИТОСТИ, от её движения.

 к.

Да, конечно, от этого нужно освобождаться – из зависимости от предмета любви. Как превратить любовь в своё собственное достоинство, которое совершенно не делает меня рабом предмета, который я продолжаю любить.

 л.

РАСШИРЕНИЕ ДУШИ – вообразить свидание не только с Машей, но и с Дашей. Речь идёт не о том, чтобы перейти на другую тропинку, а о том, чтобы вообще вернуться на большую дорогу, разрушив сложившиеся связи, который камень на шее. 

м.

Грех – это просто автоматическая, механическая наша вовлеченность в ситуацию, которую мы не контролируем и над которой не властны. 

н.

В самой страшной социумной ситуации есть выход для человека – он может хотя бы достойно мыслить.

 о.

Проблема внутреннего человека, который сам держит мир. А для того, чтобы держать мир, надо срезать привычное, устоявшееся, - хотя бы мысленно.

 п.

Француаза сказала что-то непонятное, и, вместо того, чтобы застыть в вызванном неприятном ощущении, я делаю какой-то злой выпад против Француазы – это и есть практическое действие и потерянное время.

 р.

Помнить, что отношения выяснять нельзя – из них надо ВЫПАСТЬ.

             с.

            А сила бытия требует со стороны человека, пытающегося попасть в бытие /ад – это за-бытие/ ДОБЛЕСТИ, МУЖЕСТВА, СПОКОЙСТВИЯ, САМООБЛАДАНИЯ, СОБРАННОСТИ, УСИЛИЯ, ВЫДЕРЖКИ.
Категория: В поисках любви | Добавил: indira (07.07.2007)
Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Категории раздела

В поисках любви [6]
Часть первая
В пространстве освобождения [21]
Часть 2
Стихотворения [3]
Часть 3

Поиск

Статистика