Я никогда не подозревала о том, что хороший дайджест великолепной книги /речь идёт о «лекционной монографии» Мамардашвили – «Психологическая топология пути»/ тоже может стать образцовой конструктивной формой, формирующей «живую мысль», в которой и рождается «квантами» наше «второе «Я»». Но вот пример: в «Отечестве» /см. 28января 1999/ была напечатана та часть «Сохранить лучшие черты нации», которую я посвятила Мамардашвили. Заканчивался материал своеобразным дайджестом из книги Мамардашвили. Спустя месяц выяснилось, что эти «выжимки» из «Психологической топологии пути», этот дайджест в конце статьи оказался конструктивной формой, т.е. тем, что даёт читателю шанс на живую мысль. Именно это и побуждает меня воспроизвести этот отрывок из статьи.
а.
Я буду называть романы, подобные «В поисках утраченного времени», романами ПУТИ или романами ОСВОБОЖДЕНИЯ, чтобы вызвать в ваших головах и в ваших душах ассоциации с существующими традициями. Скажем, с религиозной традицией, в которой есть термин «спасение» или «освобождение».
б.
Это не мир делает человека рабом – по отношению к миру человек свободен абсолютно – корни его рабства уходят в него самого. Корни рабства одного из героев – Сен-Лу уходят в его неспособность понять своё собственное впечатление, разобраться в том, что же он чувствует на самом деле.
в.
А у главного Рассказчика «В поисках» схема простая: не могу быть один, и это чувство, от которого Марсель избавляется-освобождается ПУТЁМ целого романа. Избавляется, чтобы смочь быть свободным человеком.
г.
Мы постоянно жаждем, /взгляните внутрь себя!/ такого рода отношений /дружеских, семейных, профессиональных/, чтобы закрыть перед собою СТРАХ. Какой Страх? ОДИНОЧЕСТВА. Ощущения того, что есть что-то, чего никто не сможет сделать за тебя, во-первых, и, во-вторых, то, что ты должен сделать очень хрупко.
д.
И, кстати, вырисовывается довольно страшная картина нашей жизни. Бывают явные ситуации своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Ничего не надо расшифровывать, никаких знаков. Смысл – перед тобой. Нет, ты лезешь на тропу команчей /т.е. в путаницу органических связей/, чтобы органика помогла, как и Прусту /или его герою/ ощутить материнский поцелуй, а затем поцелуй Альбертины и т.д. Зачем?! Затем, чтобы избавиться от страха.
е.
Ведь действительно вся проблема организации сознательной жизни и состоит в том, чтобы оказаться в недеянии.
ё.
…А вот какова эта Альбертина?! Может быть, она демон, и, испытывая нежность только через Альбертину, представляете, что со мной случится в жизни.
ж.
А в реальности мы знаем, что не красота Альбертины или какие-то другие физические качества её действовали как причина, а происходил процесс кристаллизации, описанный Стендалем.
з.
Или Прустом – как процесс сцепления…
и.
Итак, Альбертина не имеет ценности, из-за которой я её люблю, это моя любовь есть шанс, что эта ценность случится в мире, но это зависит и от Альбертины. Ведь шанс по определению нечто, что можно использовать, а можно и нет. Следовательно, то, что сложится в мире, зависит от ПУТИ, который проделывает Альбертина, от её РАЗВИТОСТИ, от её движения.
к.
Да, конечно, от этого нужно освобождаться – из зависимости от предмета любви. Как превратить любовь в своё собственное достоинство, которое совершенно не делает меня рабом предмета, который я продолжаю любить.
л.
РАСШИРЕНИЕ ДУШИ – вообразить свидание не только с Машей, но и с Дашей. Речь идёт не о том, чтобы перейти на другую тропинку, а о том, чтобы вообще вернуться на большую дорогу, разрушив сложившиеся связи, который камень на шее.
м.
Грех – это просто автоматическая, механическая наша вовлеченность в ситуацию, которую мы не контролируем и над которой не властны.
н.
В самой страшной социумной ситуации есть выход для человека – он может хотя бы достойно мыслить.
о.
Проблема внутреннего человека, который сам держит мир. А для того, чтобы держать мир, надо срезать привычное, устоявшееся, - хотя бы мысленно.
п.
Француаза сказала что-то непонятное, и, вместо того, чтобы застыть в вызванном неприятном ощущении, я делаю какой-то злой выпад против Француазы – это и есть практическое действие и потерянное время.
р.
Помнить, что отношения выяснять нельзя – из них надо ВЫПАСТЬ.
с. А сила бытия требует со стороны человека, пытающегося попасть в бытие /ад – это за-бытие/ ДОБЛЕСТИ, МУЖЕСТВА, СПОКОЙСТВИЯ, САМООБЛАДАНИЯ, СОБРАННОСТИ, УСИЛИЯ, ВЫДЕРЖКИ.
|