А.В.!
Вот я же вам говорила, ссылаясь на Ахматову ( « когда б вы знали, из какого сора растут стихи»).Вы - как всегда - отделались «хохмой»: Ну, сором я вас обеспечу - не сомневайтесь. Кстати, у Э.Дикинсон есть та же мысль: что стихи растут из трав, замусоривших двор.
В пятницу, во время разговора, я сказала, что Хабир в глазах врача не сошел за родственника. На что вы ответили: а я бы сошел. И утром , в субботу , автоматически сложились строчки:
Есть какое-то родство -
не крови.
Дружба есть, но -
Вроде без любви.
Близость есть, но -
Вроде бы и нет.
Так и хочется сказать
Что-то вслед:
Все-таки кому-то
Повезло: мне ли,
Вам ли - все равно.
...У меня такое хрупкое равновесие сейчас. Первый раз в жизни. Отсюда и утроенный страх. А вдруг снова прекратится желание работать над текстами. Для меня же текст - прежде всего форма, в которой я рождаюсь «вторым рождением». Боже, какая это мука! Но и - благодать.
Померанц писал: « У большинства людей, вообще причастных процессу духовного рождения, он напоминает скорее линьку с многократным болезненным освобождением от каких-то лоскутьев истлевшей души.»
Можно добавить освобождением, требующим большого объема энергии. А где ее взять? Вот мне так и хочется задать вам вопрос, боясь натолкнуться на ваше неудовольствие (А, может быть, и грубость, о чем вы предупредили меня в последнем телефонном разговоре): Вам не приходила в голову мысль в августе прошлого года, в феврале нынешнего , что меня надо вывезти на природу хотя бы часа на два- три. В сущности, мне необходима капля, чтобы восстановить себя и подвигнуть к творчеству - к тексту.
Повторяю, что текст для меня не самоцель. И поэтому окружающим (я благодарна Жанне Толысбаевой, Колчигину,что хоть они понимают) невдомек, что речь идет о реальном философствовании, о синтезе философии и литературы. И вообще - как часто говорит Жанна - о явлении уникальном, которое , если и поймут, так лет через сто. В ее докторской она ссылается на какого-то француза, назвавшего наш век « веком поэзии философов», и упоминает меня.
Я же в свою очередь очень благодарна Н.Мандельштам за ее «Вторую книгу». Она помогла понять мне не только то, что написано мной, но и вообще структуру моей личности. Вот она пишет, что страх перед безработицей трясет людей «самого лучшего происхождения».
Сейчас говорила по телефону с Хабиром, который знает как я мучилась (в буквальном смысле слова - распятие) с августа прошлого по июль нынешнего года.И пришла к выводу, который боялась раньше произнести, - о черствости ближайших родственников. Кроме слов - сиди и терпи - я ничего от них так и не услышала. А сейчас выясняется, что мою квартиру можно продать за день плюс контейнер - 1-2 дня.И что Нияз не мог взять отпуск на 5 дней?. Кроме того - с декабря прошлого года он знает, что эту квартиру хочет купить Хабир. Зная его, он со спокойной душой мог попросить его помочь мне с контейнером.
|